Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В середине 40-х гг. Донателло перебрался из Флоренции в Падую, где прожил более десяти лет и создал ряд работ нового типа. Бронзовое «Распятие», созданное в этот период, наглядно демонстрирует, насколько далеко продвинулся Донателло с того времени, как сделал деревянное распятие для флорентийской церкви. С точки зрения анатомического строения фигура падуанского Христа несравненно более правильна и органична. Однако выразительность и передача физически ощутимого страдания, характерные еще для первой работы, сохранились и здесь.

 

Рис. 328 [Илл. – Донателло. «Святой Франциск». Церковь святого Антония. Падуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 358 рис. 479)]

 

Кроме того, Донателло в это время работал над скульптурным украшением большого алтаря падуанской базилики святого Антония. До наших дней алтарь дошел не целиком. Из произведений Донателло сохранился ряд бронзовых рельефов и статуй святых. В отличие от более ранних работ, при украшении алтаря Донателло снизил экспрессивность. Динамическая энергия, присущая его произведениям, трансформировалась во внешне спокойную статическую композицию скульптур. При этом Донателло удалось чрезвычайно тонко передать сильнейшую духовную концентрацию персонажей.

Совсем не таковы рельефы, посвященные чудесам святого Антония. В них скульптор дал волю своему мастерству: бурное движение персонажей рельефов создает при первом взгляде ощущение сумбура, но этот сумбур невероятно динамичен. Искусное использование светотени добавляет живости в бронзовые скульптурные группы. Движения и жесты скорее намечаются Донателло, а не доводятся до конца, нервная и стремительная графика соответствует динамичности композиций. На этих рельефах Донателло впервые создает глубокую перспективу с помощью архитектурных форм. Как и всегда в своем творчестве, он не ограничивается рамками какого-то одного стиля. Где-то композиция и перспектива подчиняются строгим классическим правилам, где-то совершено фантастичны.

 

Рис. 329 [Илл. – Донателло. «Чудеса святого Антония». Фрагмент алтарного рельефа. Падуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 359 рис. 480)]

 

Между 1447 и 1453 гг. Донателло, по-прежнему находясь в Падуе, создал одну из самых грандиозных своих работ – конную статую кондотьера Эразмо да Нарни. Отличный военачальник, хитрый и коварный политик Эразмо был широко известен под прозвищем «Хитрый кот» – «Гаттамелата».  Статуя, воздвигнутая Донателло, вошла в историю искусства именно как статуя Гаттамелаты. Скульптура великолепна и с точки зрения портрета, прекрасно передающего характер кондотьера, и с композиционной, художественной и технической точек зрения.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017