Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 322 [Илл. – Донателло. «Апостол Иоанн». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 354 рис. 472)]

 

Ранее творчество Донателло складывалось под сильным стилистическим влиянием позднеготического искусства, главным образом, в среде скульпторов, украшавших стены церкви Санта Мария дель Фьоре и колокольни собора. Донателло прошел обучение у большинства тогдашних скульпторов, в том числе и у Гиберти. Скульптуры, изготовленные Донателло для собора (в их числе сидячая скульптура евангелиста Иоанна), интонационно близки к позднеготической традиции, хотя в позе статуи и в драпировке фигуры чувствуется гораздо больше свободы. В статуях раннего периода (1408 – 1415) уже заметно стремление скульптора передать внутренний мир человека через выражение лица. При этом вполне очевидно бесспорное техническое мастерство молодого скульптора и его стремление уйти от ограничений готической традиции, чересчур тяготеющей к декоративности.

Примерно к тому же периоду, точнее  к 1416 г., относится и первое по-настоящему новаторское произведение Донателло – статуя святого Георгия, выполненная для флорентийской церкви Орсанмикеле. В позднеготическую эпоху иконография одного из самых почитаемых святых устоялась в рамках рыцарской эстетики позднего Средневековья. Донателло формально не слишком удалился от этого образа – его святой Георгий изображен в виде пешего рыцаря в латах, с ромбовидным щитом. В то же время его скульптура – первое произведение, носящее ярко выраженный человеческий, а не религиозный характер. «Святой Георгий»             у Донателло – не статуя, символизирующая святого защитника христиан, а скульптурный портрет воина. Широко расставленные ноги, рука, свободно повисшая вдоль туловища – все это сообщает статуе естественность и живость. Благодаря этой естественности «Святой Георгий» выбивается из готической традиции – он лишен безликой декоративности и символичности. Такая статуя с равным успехом может стоять не только в нише на стене собора, но и во дворце знатного человека, и на главной площади города.

 

Рис. 323 [Илл. – Донателло. «Святой Георгий». Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 354 рис. 473)]

 

С 1412 г., имея официальный статус «ювелира и резчика», Донателло начал работать наравне с другими скульпторами над украшением соборной церкви и колокольни. Он трудился над различными статуями для церкви Санта Мария дель Фьоре на протяжении более пятнадцати лет. К этому времени относятся статуи пророков для колокольни и собора. В этих статуях формальное начало решительно доминирует над содержанием (по крайней мере, над символическим). Динамическая композиция с ярким драматическим эффектом и потрясающим реализмом в передаче выражений лиц пророков, а также свободная драпировка фигур указывают на полный отказ Донателло от готики.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017