Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Творчество Леона Баттисты Альберти оказалось востребовано и нашло последователей лишь в следующем столетии, Чинквеченто, XVI в. Но и в XV столетии ученики Альберти немало потрудились в Италии, создавая почву для расцвета новой архитектуры.

 

Скульптура

 

Скульптура в эпоху Раннего Возрождения переживала новое рождение и обновление художественного языка и выразительных средств. Такой независимости от других искусств, такой значимости для искусства и свободы самовыражения скульптура в Европе не знала с глубокой древности, с классической Греции V в. до н.э.

 Именно на греческую классику ориентировались скульпторы Ренессанса. Причина, однако, была не в возвращении к истокам (все равно греческая скульптура была известна почти исключительно по римским копиям более позднего периода), а в том, что эстетический идеал Возрождения был очень близок греческому. И в самом деле, ни римское искусство, ни искусство европейского Средневековья (в том числе и Высокого Средневековья) не уделяли столько внимания пластической форме, сколько греческое искусство.

 

Рис. 320 [Илл. – Нанни ди Банко. «Святой Лука». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 281 рис. 394)]

 

В период Кватроченто в скульптуре происходит возврат к классическим типам статуй (ростовая статуя, групповая скульптура, бюстовый портрет). У Возрождения и античной классики были одни и те же источники вдохновения (окружающий мир и человеческое тело, а не символические образы христианского искусства). Но несмотря на все это, непосредственное влияние античности на скульптуру Возрождения эпохи Кватроченто заметно еще менее, чем на архитектуру. Стремление к имитации классических форм придет к скульпторам лишь в Чинквеченто. Донателло, самый блистательный скульптор раннего Возрождения, даже заслужил за свои произведения славу ярого противника классики.

Прямое заимствование из античности, зачастую даже не переосмысленное в новой стилистике, происходит в этот период в малых формах – орнаментальных архитектурных элементах и мелкой бронзовой пластике, копирующей образцы античной скульптуры. Но и здесь заимствование иконографических и декоративных элементов шло без каких-либо четких критериев отбора. Мало учитывался даже символический смысл тех или иных элементов – скульпторами Кватроченто двигало в первую очередь желание обновить и разнообразить традиционный репертуар декоративных элементов.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017