Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Работа оказалась длительной и тяжелой, но Брунеллески сумел найти точное техническое решение всех возникших перед ним проблем. Он отказался от использования арочного свода с точкой опоры на грунте и от деревянных арок. Для опор он использовал подвесные мостики и умело воспользовался особенностями кирпичной кладки «в елочку», заимствованной в архитектуре римской эпохи. Сцепление и внутренняя устойчивость такой структуры позволяли возводить стену без дополнительных опорных конструкций. Функциональна была и форма купола – чисто готическая, с заостренным сводом и наружными ребрами. Эта форма вовсе не была данью вкусам того времени. Заостренный, а не скругленный свод позволял уменьшить угол наклона стенок купола, а это облегчало задачу каменщиков. Разделение же на восемь равных долей соответствовало форме купольного барабана церкви.

 

Рис. 308 [Илл. – Разрез купола церкви Санта Мария дель Фьоре. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 335 рис. 452 лев.)]

 

Помимо чисто технических сложностей, существовала еще и проблема эстетического плана – гармонично «вписать» купол в облик собора и окружающей местности. И с ней Брунеллески справился блестяще. Сама церковь была ориентирована горизонтально – вытянута «по земле». Куполу же архитектор задал ярко выраженную вертикальную направленность (близкая к пирамидальной готическая форма и здесь сыграла свою роль, теперь оптическую). Таким образом, Брунеллески сумел гармонично сочетать все структуры собора, ничуть не нарушив пропорций всего архитектурного комплекса. Напротив, он упорядочил его, придал унитарную перспективу всей церкви и площади. Двойной свод купола служил эстетическим и техническим нуждам. Во-первых, он позволял более равномерно распределить вес стен, во-вторых помогал разделить интрадос и экстрадос, имевшие совершенно различную художественную нагрузку. Интрадос должен был визуально завершать внутреннее пространство собора, наружный же свод координировал пластические массы внешнего облика здания. Различность масс и пространств и учел Брунеллески, возведя как бы два купола немного разного сечения. В 1438 г., уже после завершения строительных работ, Брунеллески довел облик купола до совершенной гармонии – пристроил к барабану, между капеллами собора, четыре полукупола, плавно объединявших массу стен церкви с барабаном и визуально объединявших линию стены с линией купола. Вершина свода в 1436 г. была украшена спроектированным самим Брунеллески изящным фонарем в виде модели круглого храма – арочного сооружения с пилястрами коринфского ордера и контрфорсами, собирающимися в одну точку на своде.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017