Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Флорентийских новаторов отличало, в первую очередь, новое видение реальности, отвечавшее требованиям рационализма, присущего всей гуманистической культуре. Человек переосмысливал себя самого, вводил себя в общий контекст времени. Эти поиски отразились и в искусстве. Так, были выработаны более правильные и реалистичные приемы изображения положения фигуры в пространстве и взаимного расположения фигур на полотне или фреске. Сама фигура приобретала плотность и объем, присущие ей в реальности, а пространству придавалось физическое единство и глубина.

Помимо пластической значимости человеческой фигуры, появилась значимость динамическая. Обнаженная натура расценивалась художниками Кватроченто как неисчерпаемый источник вдохновения. Это было прямым заимствованием из искусства античной эпохи, перед которой преклонялись итальянские гуманисты. Однако между обнаженной натурой классики и Возрождения был ряд существенных отличий. Скульпторы и художники Возрождения придавали обнаженному телу более естественный и реалистический вид, чем древние, но при этом гораздо более математически точный и просчитанный. Таким образом, Возрождение, с одной стороны, преодолело средневековое отвращение к обнаженному телу как к источнику греховности, с другой – отошло от античного восприятия.

Художники Возрождения устанавливали новые взаимоотношения между человеческой фигурой и окружающей средой, между телом и пространством. Они базировались все на тех же принципах реалистического, научного видения мира. Широкое использование перспективы позволяло размещать предметы и тела в их верном соотношении, придавать трехмерность и объем. Мастерское владение техникой и точный расчет перспективы помогал художникам создавать полотна, на которых предметы кажутся реальными и воспринимаемыми едва ли не на ощупь. Нереальному, неощутимому и не поддающемуся измерению пространству Средневековья Возрождение противопоставило четкое, реальное, правильное пространство, созданное для человека, а не для фантастических абстракций.

Перспектива – точнее, линейная перспектива – была главным средством художников Возрождения. Она пришла на смену перспективе «воздушной», использовавшейся в античную эпоху и в средние века.  Для создания воздушной перспективы использовались хроматические и светотеневые средства. Линейная же перспектива была строгим научным методом, позволяющим воссоздать с совершенной точностью (воссоздать, а не имитировать!) видимый мир. Линейная перспектива стала одним из самых ценных изобретений искусства Возрождения.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017