Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Возвращаясь к вопросу о новом месте искусства в жизни общества, следует заметить, что «прекрасное», при всей своей важности для человека эпохи Возрождения, не было первично. Богатый заказчик обращался к художнику или скульптору не столько потому, что хотел обладать красивой статуей или картиной. В отличие от человека Средневековья, человек эпохи Возрождения ощущал себя не частью «христианского мира», а самоценной личностью. Стремление выделиться, прославиться в эту эпоху понималось и приветствовалось, как никогда. Страсть к предметам искусства также была способом добиться признания в глазах окружающих. Эта страсть, вкупе с образованностью, разжигала фантазию заказчиков, а те, в свою очередь, давали художникам все новые идеи. И все-таки чувство прекрасного, которого заказчик был, разумеется, не чужд, стояло для него на втором плане.

Мастерская-лавка в эпоху Возрождения продолжала оставаться главной формой организации деятельности художников, но поднялась на совершенно новый уровень. Она превратилась в хорошо организованное предприятие, способное производить все что угодно – от безделушек и предметов повседневного спроса до подлинных шедевров. Под одной крышей вместе с художниками работали плотники, кузнецы, каменщики. Мастерская сохранила характер ремесленного предприятия, но значительно расширила свою общественную функцию. Художник, напротив, перестал восприниматься окружающими и заказчиками как чистый ремесленник. В средние века художники ездили по разным странам в поисках работы. В эпоху Возрождения они стали чаще выбираться за пределы мастерской в поисках новых впечатлений, с целью изучить художественные приемы коллег, расширить кругозор – словом, набраться нового опыта.

Началом искусства Возрождения следует считать двадцатые годы Кватроченто, когда несколько флорентийских художников, в число которых входили архитектор Филиппо Брунеллески, скульптор Донателло и художник Мазаччо, разработали теоретические принципы новой художественной формы. Это стало моментом зарождения нового языка искусства, новой художественной культуры. Искусство вышло из многовековой культурной изоляции и превратилось в широчайшее движение, охватившее в короткий срок Италию, а за ней и всю Европу.

Важнейшие заимствования были сделаны из традиций искусства Треченто. В первую очередь, это касается творчества Джотто, первым привнесшего реальность в искусство и перенесшего искусство в окружающий мир. Обратились теоретики нового искусства и к поздней готике, с ее ориентированностью на вкусы и запросы третьего сословия. Но все же творчество флорентийских художников первой половины Кватроченто – это новый, радикальный поворот в европейском искусстве, поворот, не имеющий себе равных в истории искусства.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017