Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Отсюда берет начало также переоценка личности и индивидуальных способностей художника. Даже те художники, которые не входили в круг гуманистов, причислялись последними к интеллектуальной элите современного им общества. Вместе с тем интерес к форме привел художников Возрождения к постоянному стремлению улучшать свои художественные приемы и язык, с целью приблизиться к ими же сотворенному эстетическому идеалу. Это стремление характеризует все богатейшее и чрезвычайно разнообразное наследие искусства эпохи Возрождения.

Причисление к сонму высших наук позволило искусству включить в свой арсенал приемы точных наук. Сюда следует отнести, в первую очередь, тщательное изучение анатомии и геометрии. Научный дух ощущается в самой технической стороне искусства того времени, в практическом воплощении замысла художника, в смелом и научно просчитанном экспериментировании со светом и тенью, с использованием новых красок и новых приемов, базировавшихся на изучении химии, физики и механики.

На фоне все увеличивающейся роли теории в искусстве несколько утратила свою прежнюю значимость ремесленная практика прежних веков. В лавке средневекового художника ученик проходил долгий и трудный испытательный срок. Мастер обучал ученика со всей тщательностью, заставляя годами заниматься копированием чужих произведений, прежде чем получить право на относительно свободное творчество. Много времени ученики тратили на практику в рисунке, благодаря чему постигали основы архитектуры, живописи и скульптуры. В курс обучения входили навыки работы с различными материалами, и ученик становился мастером-универсалом, способным одинаково хорошо работать в любой области искусства – но в первую очередь на уровне ремесленника. Сегодня нас изумляет широта и разносторонность выдающихся художников Возрождения – но корни этой широты следует искать главным образом не в их безусловной талантливости, а в наследии Средневековья – мастерских-лавках художников. В то же время, методы обучения, как и талант молодых художников, подстраивались под требования времени, к запросам богатого и развитого общества, в котором с каждым годом было все больше заказчиков, способных оплатить работу живописца или скульптора и обладающих совершенно различными вкусами. Заказчики эпохи Возрождения – это не только дворяне или настоятели храмов и епископы. Это купцы, банкиры, владельцы мануфактур, наконец – те же гуманисты, прочно вошедшие к концу XV в. в правящую элиту итальянских областей и других государств Европы. Они заказывали произведения искусства, обеспечивали движение новых художественных форм и идей. Именно благодаря богатым заказчикам из числа горожан возникла и расцвела фламандская живопись, потеснившая в какой-то момент итальянскую и создавшая собственный художественный язык и круг образов.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017