Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 281 [Илл. – Джотто. «Коронация Мадонны». Церковь Санта Кроче. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 129 рис. 191)]

 

То, что сегодня может показаться нам нормальным процессом художественной эволюции в сторону форм и критериев, естественных для современности, во времена Джотто было революцией. Художник совершил переворот в искусстве, отказавшись от многовековой традиции, в которой доминировала абстракция и религиозный идеализм. Его фрески положили конец этой традиции. После Джотто было уже невозможно писать по-старому. Джотто вывел художественную культуру из замкнутого мира с ограниченным количеством образов и технических приемов, в котором она пребывала на протяжение всего Средневековья.

 

Последователи и подражатели

 

Джотто разработал новый формальный язык живописи. Его достижениями, особенно в области объемов и организации пространства, стали широко пользоваться практически все итальянские художники Треченто. Таким образом, живопись, при всем разнообразии вкусов и тенденций, обрела новый фундамент – не только художественный, но и идейный.

Гениальность Джотто косвенно подтверждалась и тем фактом, что мимо творчества этого художника так или иначе не прошел никто. В Италии у Джотто было много как прямых последователей и подражателей, так и тех, кто открыто возражал против идей флорентийского мастера. Так, художники сиенской школы открыто выступали против новшеств Джотто, и основывали свою живопись на совершенно иных предпосылках, добившись весьма интересных результатов. Но и сиенцы, дискутируя с Джотто, заимствовали у него ряд приемов формального и композиционного порядка.

 

Рис. 282 [Илл. – Неизвестный мастер. «Аллегория покорности». Нижняя церковь базилики. Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 133 рис. 194)]

 

Среди тех, кто объявлял себя последователями Джотто, нашлось очень мало художников, способных по-настоящему осознать всю революционность его открытий. Большинство их не пошло дальше формальной стороны, не сумев проникнуть в самый дух джоттовской реформы. Формулы и схемы, бывшие для Джотто плодом долгих раздумий и тщательных поисков, или, напротив – результатом озарений, применялись ими как лекало.

Школы, в которых использовалась и пропагандировалась живописная техника Джотто, возникли уже в первой половине Треченто по всей Италии, прежде всего, в тех городах, где он когда-то работал сам. Так, ассизские работы мастера давали почву для вдохновения живописцев умбрийской школы, а также флорентийцев. Падуанский и флорентийский периоды его творчества, напротив, стали отправной точкой для непосредственных учеников Джотто – Таддео Гадди, Джоттино, Мазо, Бернардо Дадди. Основываясь на поэтическом языке позднего Джотто, эти художники создали новую живопись, ставшую шагом вперед по сравнению с живописью их наставника.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017