Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 280 [Илл. – Джотто. «Признание стигматов». Церковь Санта Кроче. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 126 рис. 188) ]

 

Часть поздних работ Джотто дошла до нас не в виде фресок, а в виде собственно картин, написанных на доске. В них с еще большей отчетливостью развиты стилистические и технические новшества, разработанные в падуанский период. Доминирует атмосфера камерности, небольшого замкнутого пространства, и торжественное настроение. Фигуры людей приобретают величественность, и по воле художника облекаются в наряды придворных его эпохи. С помощью использования светотени Джотто добивается изысканных переходов в оттенках красок на одеяниях персонажей. Эти картины, в которых художник отходит от повседневности и обращается к аристократизму, добивается все более и более изысканных цветовых решений, вдохновили целую плеяду флорентийских художников (возможно, учеников великого мастера). Ученики пошли еще дальше учителя, углубив его поиски в части хроматизма и проблемы пространства, и создали произведения, представлявшие собой новое слово по сравнению с техникой Джотто.

Влияние Джотто на живопись и на все области изобразительного и пластического искусства своего времени было огромно. Брошенное им зерно новой художественной формы дало всходы в самых активно развивающихся областях культурной жизни Италии эпохи Треченто. Свидетельств того, насколько значимой фигурой был Джотто, более чем достаточно. Это и множество учеников, последователей и подражателей, работавших во всех областях Италии после смерти мастера, и восхищенные отзывы современников. Данте высоко отзывался о Джотто, Боккаччо называл его величайшим художником в мире. Один из самых точных и профессиональных отзывов о живописи Джотто оставил художник Ченнино Ченнини, в начале XV в. определивший себя последователем и учеником Джотто. Он писал: «Художник… который преобразовал греческую манеру письма на латинский манер, и свел к современной манере; и искусство его было столь совершенно, что никто впоследствии не достиг подобного».

Искусство Джотто действительно представляет облик новой культурной и идеологической эпохи. Выходец из крестьянских слоев, Джотто – яркий представитель городского искусства и один из лучших выразителей художественных запросов городской культуры. И его творческая активность, и повседневная жизнь тесно связаны с идеалами богатых горожан Флоренции начала XIV в. – порядок и личное благополучие. Спокойствие, которым дышат персонажи большинства произведений зрелого Джотто – это спокойствие, которым дышали флорентийцы, заказывавшие художнику расписывать их церкви. Эти идеалы, трансформированные в художественную концепцию, помогли Джотто добиться цели, которую он с самого начала ставил перед собой: чтобы художественный образ опирался на устойчивую, позитивную реальность повседневного мира.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017