Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 273 [Илл. – Нино Пизано. «Кормящая мадонна». Пиза. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 110 рис. 163)]

 

 

Джотто

 

Джотто ди Бондоне, известный просто как Джотто – самая значительная фигура в искусстве Треченто. С творчества этого художника фактически началось возникновение нового искусства – искусства Возрождения. Роль Джотто в итальянской культуре настолько велика, что его нельзя рассматривать только как живописца. Джотто без преувеличения можно назвать явлением всеобщего значения. Отголоски его художественной манеры присутствуют не только в живописи, но и в скульптуре, архитектуре – во всех пластических искусствах Треченто.

Джотто (ок. 1267 – 1337) – крупнейший итальянский художник XIV в., реформатор живописной техники Средневековья.

 

Джотто родился в крестьянской семье. С раннего детства он обучался живописи в качестве ученика в мастерской крупнейшего флорентийского живописца второй половины XIII в. Чимабуэ. Вместе с наставником, Джотто в 80-х гг. перебрался в Рим, а оттуда в Ассизи, где выполнял первую свою крупную работу – роспись Верхней церкви базилики святого Франциска. Там он трудился бок о бок с ведущими мастерами главных художественных школ конца Дуэченто – римской и сиенской, а также вырабатывал собственную живописную технику и новаторские приемы.

По устоявшемуся в искусствоведении мнению, в Ассизи Джотто работал над фресками, идущими от пресвитерия ко входу и от сводов вниз к стенам, в частности, на своде первого пролета Верхней церкви. Эти фрески, явно принадлежащие кисти одного художника, несут на себе явные следы новаторской техники, отсутствующей в прочих росписях. Уже в Ассизи Джотто приступил к поискам нового в области формы и композиции. На первом месте для художника стояла пластика фигур, а не их символическое значение. По-новому подошел он и к организации пространства внутри фрески. Несколько позже стилистические новшества ранних фресок были применены им и во фресках «Жития святого Франциска», где особый стиль Джотто проявился во всей полноте. Джотто первым из живописцев своего времени поставил и успешно разрешил проблему соотношения между фигурой и пространством, а также упрощения и концентрации композиционных элементов. В ассизских фресках Джотто придал фигурам вес, объем и подлинную телесность. Фигуры персонажей, хотя и сохраняют в этот период некоторую привязку к плоскости фона, тем не менее выделяются на нем, стоят особняком. Особенно это относится к композициям с небольшим числом фигур.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017