Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Под влиянием Тино ди Камаино в Сиене, где он работал, сложилась собственная скульптурная школа. Сиенцы, вслед за Тино, смягчали напряженный готический язык школы Джованни Пизано во внешней мягкости и утонченности скульптурных форм. В такой технике работал Горо ди Грегорио, развивавший декоративную линию поздних работ Тино. Рельефы, принадлежащие этому мастеру, вырезаны с необычайной тщательностью. Очень высокие, почти круглые фигуры на рельефах размещены все на одном плане, что порождает некоторую монотонность композиции. Сиенская скульптура первой половины XIV века отличается стремлением к традиционности, к малому использованию игры светотени.

Несколько особняком в скульптурной традиции начала Треченто стоят в итальянском искусствоведении скульптуры, украшающие собор в Орвьето. В них, с одной стороны, ощущается влияние сиенских мастеров, с другой – эти скульптуры представляют собой произведения совершенно уникальные, новые и оригинальные по духу и технике исполнения. В бронзовых и мраморных статуях и рельефах Орвьето готическая традиция, проступающая в декоративных элементах и в композиции, как никогда прежде, естественно сочетается с классической гармонией фигур. Очевидно, что над скульптурами работали различные мастера, хотя все оформление собора выполнено по единому плану. Весьма представительны два рельефа собора – «Благовещение» и «Страшный Суд». Рельеф «Благовещение», по готической традиции размещенный на фасаде собора, представляет собой фигуры ангела и Марии. В позах персонажей, в декоре рельефа явно видны готические элементы. Но «Благовещение»  выглядит по-классически сдержанным на фоне «Страшного Суда», многофигурного рельефа, все фигуры на котором прорезаны с необычайным правдоподобием. Невообразимо переплетенные тела грешников в нижней части рельефа поражают естественностью поз и степенью деталировки. Вместе с тем ряд скульптур того же собора несет явный отпечаток простой, даже примитивной романской традиции, со скованной пластикой фигур.

 

Рис. 270 [Илл. – Рельеф «Благовещение». Орвьето. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 103 рис. 152)]

 

В то же самое время, в начале 30-х гг., во Флоренции возобновились работы по сооружению церкви Санта Мария дель Фьоре. К этому периоду работ относятся великолепные произведения скульптора Андреа Пизано. Ему принадлежат, в частности, самые сложные и искусно выполненные скульптурные произведения первой половины Треченто во флорентийской традиции – бронзовые рельефы, украшающие двери Баптистерия, и  пластические композиции на колокольне собора. Благодаря этим работам Андреа Пизано по праву считается самым выдающимся скульптором итальянского Треченто. Первое известное произведение Андреа – южная дверь баптистерия. Две бронзовые позолоченные створки двери разделены на двадцать восемь панелей. По периметру двери идет литая рама, выполненная в строгой классической традиции – с розетками, зубцами и львиными головами. Бронзовые рельефы, украшающие панели – редкий образец гармоничного сочетания античных и новых пластических форм. Фигуры сильно выступают над гладкой, идеально отполированной поверхностью панелей. Детали пейзажа – земля, деревья – служат как бы подпоркой для фигур, напоминая о технике римской эпохи периода Антонина. В рельефах южной двери пока отсутствует четко проработанная перспектива.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017