Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 266 [Илл. – Фасад церкви Санта  Мария дель Фьоре. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 84 рис. 120) ]

 

Арнольф ди Камбио руководил работами по возведению собора до самой смерти. Сохранившиеся планы показывают, что мастер стремился развить готическую традицию в ее центрально-итальянском варианте. Фасад собора, со множеством пилястров и ниш для статуй, был визуально гораздо легче и выразительнее тяжелых романских церквей, хотя ширина фасада и скошенные края указывали именно на романскую традицию. Арнольфу принадлежала и идея украсить фасад мозаичными панно.

После его смерти работы были прерваны, и возобновлены лишь в 1334 г. Руководство строительством было возложено на Джотто. Этому выдающемуся художнику принадлежит авторство отдельно стоящей колокольни, выполненной в готическом стиле – квадратной, с мощными угловыми контрфорсами. С середины Треченто строительством руководил Франческо Таленти. Он значительно расширил церковь, начатую Арнольфом, завершил разработку внутренних помещений собора. Под непосредственным руководством Таленти начались и первые отделочные работы – отделка наружных стен церкви полихромным мрамором в традициях флорентийской романской архитектуры. Помимо чисто декоративной функции, мраморная облицовка должна была выполнять и другую важную функцию. С течением времени в ходе многочисленных переделок образовались нестыковки, неизбежные дефекты, которые было невозможно устранить, но возможно замаскировать. Цветная облицовка должна была скрадывать некоторые шероховатости архитектуры здания.

Внутри церковь представляла собой прямоугольник с тремя нефами под широкими готическими сводами. Нефы отделялись друг от друга широкими арками с пилястрами. Широкий, хорошо освещенный пресбитерий восьмиугольного сечения, и три просторных капеллы образовывали апсиду и трансепт. В эпоху Треченто строительство церкви остановилось на возведении грандиозного барабана. Главной проблемой оставался купол церкви, который должен был гармонировать со всем архитектурным комплексом. Эта задача ни с технической, ни с эстетической точки зрения оказалась не под силу архитекторам Треченто.

Санта Мария дель Фьоре, начатая как собор готического плана, довольно быстро лишилась главных черт готического здания. С течением времени в ее архитектуре все больше проглядывал антиготический стиль, определивший впоследствии всю архитектуру итальянского Возрождения. Самым явным образом флорентийская антиготическая  тенденция проявилась в здании, украшающем центральную площадь средневековой Флоренции – Ложе Синьории на Площади Синьории. Широкие просторные аркады с полукруглыми арками классического (ни в коем случае не готического) типа, мощные колонны, строгая линия каменного кружева по краю крыши и общая спокойная сдержанность очертаний – вот главные характеристики этого здания, возведение которого завершилось в 1382 г. Другой выдающийся памятник городской архитектуры Центральной Италии – еще одно флорентийское здание – Дворец Приоров, позднее переименованный в Дворец (Палаццо) Синьории. С самого начала строительства задуманный как резиденция городского правительства, он тем не менее несет на себе все внешние признаки  оборонительного сооружения конца Средневековья – массивные стены, бойницы на крыше, сознательно грубая манера украшения.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017