Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Вторая половина Дуэченто ознаменовалась революцией в скульптуре. Конец XIII – начало XIV вв. стали временем столь же революционных перемен в живописи. Ведущий художник Треченто – Джотто, гениальный мастер, под знаком которого прошла большая часть столетия в живописи, как под знаком Данте прошло развитие литературы.

 

Архитектура

 

Как и в предыдущем столетии, влияние готики на итальянскую архитектуру Треченто ощущается в слабой степени и довольно бессистемно, хотя и существеннее, нежели в изобразительных искусствах. Во Франции в этот период готическая архитектура все больше тяготеет к богатству и вычурности форм, к необычайной легкости, выразительности, в которой чисто декоративные элементы одерживают верх над архитектурными формами, уходит в прошлое линеарность. В Италии же, напротив, сохраняется тяга к ясности и простоте линий, к композиционному равновесию масс, к простым декоративным приемам (барельефы и полихромная роспись стен).

 

Рис. 263 [Илл. – Интерьер церкви Сан Петронио. Болонья. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 81 рис. 113)]

 

Этот постоянный, вялотекущий конфликт между готикой (которая к этому времени приобрела характер универсального художественного языка в католическом мире) и итальянской национальной традицией, тяготеющей к классике, нашел свое отражение в непрестанном поиске новых форм, в разнообразии архитектур в различных областях страны. В центральных регионах Италии скульпторы Треченто неоднократно демонстрировали приверженность новым, собственным выразительным средствам, которые стали в конце концов определяющими для всей итальянской архитектуры последующего столетия.

В архитектуре, как и в скульптуре, север Италии демонстрировал устойчивую приверженность к романской традиции. Широкий шатровый фасад, делящийся на три части по горизонтали, мощные контрфорсы, цилиндрические либо многоугольные пилястры и низкие своды – все это издавна было присуще северной архитектуре. Но уже в начале XIV в. скульпторы прибегают к визуальным средствам, чтобы несколько «облегчить» внешний вид строений. В частности, получает широкое распространение богатый орнамент с повторяющимся рисунком и терракотовые рельефы.

 

Рис. 264 [Илл. – Фасад кафедрального собора в Монце, Италия. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 80 рис. 112) ]

 

Готическое влияние в северных соборах начала Треченто ощущается в постепенном увеличении высоты сводов главного нефа, в легкости некоторых архитектурных элементов. Декоративные детали церквей тоже не избежали этого влияния. Наряду с традиционными романскими лоджиями и арками, появляются пинакли, стрельчатые окна, богато декорированные порталы. Колокольни нередко строят с заостренной крышей, украшенные фиалами по стенам. Несколько рядов галерей с колоннами опоясывают верхние ярусы колоколен (уже не прямоугольных, а многоугольных в плане).


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017