Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 256 [Илл. – Арнольф ди Камбио. «Коленопреклоненный волхв». Церковь Санта Мария Маджоре. Рим. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 47 рис. 64) ]

 

Наряду с готическими элементами, в произведениях Арнольфа ди Камбио можно обнаружить и романское влияние, и классические элементы (влияние учителя Никола Пизано), и византийские, и даже некоторые признаки, указывающие на знакомство Арнольфа с этрусской традицией, сравнительно хорошо сохранившейся в Умбрии. Все эти столь разнородные элементы оказались сплавлены в работах скульптора в безупречном равновесии и гармонии. Творения Арнольфа отличает именно богатейшая культура, подчиненная строгому контролю со стороны мастера. Контроль этот обращен больше на правильность и гармонию форм, чем на выразительность. Поэтому, несмотря на внешний архаизм, Арнольф по праву считается скульптором, сделавшим шаг вперед по сравнению со своим великим учителем.

Глядя на работы Арнольфа, легко заметить отличия от общей линии Никола Пизано. Он, к примеру, не стремился заполнить рельеф фигурами. Готическая резкость одеяний, свойственная работам учителя, сменяется у Арнольфа плавностью. Одежда как бы обтекает фигуру, стоящую или лежащую в абсолютно естественной позе. Среди ранних произведений мастера следует отметить сидячую статую Карла Анжуйского в римском музее Капитолия. Эта скульптура удивительным образом сочетает выразительность готики, примитивизм романских статуй и классическую сбалансированность композиции.

 

Рис. 257 [Илл. – Арнольф ди Камбио. «Карл Анжуйский». Рим. Музей Капитолия. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 48 рис. 66)]

 

В 1296 г. Арнольф ди Камбио был приглашен во Флоренцию, где должен был руководить работами по возведению нового собора. Помимо проекта самого собора, мастеру принадлежал также ряд статуй, изготовленных для фасада здания. Среди них – великолепная «Мадонна на троне», являющая, как и прочие работы Арнольфа, синтез различных художественных стилей. На примере этой и других флорентийских статуй видно, как готическое начало в творениях мастера все больше уступает место классической строгости форм и уравновешенному покою. Простые и ясные объемы скульптур, четкое разделение на несколько несливающихся планов, пластичность и естественность поз свидетельствуют о строжайшем формализме. В работах Арнольфа заметен поиск новых художественных элементов, более тонкая прорисовка лиц статуй, аккуратная игра светотени, линейный ритм. Художественная техника Арнольфа близка к технике его современников-живописцев, в частности, Чимабуэ и молодого Джотто.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017