Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 239 [Илл. – План кафедрального собора в Сиене. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 12 рис. 5)]

 

Небольшая популярность готического искусства в Италии весьма интересно объясняется самими итальянцами. Согласно ряду искусствоведческих теорий, новизна готики соответствовала устремлениям итальянских творцов конца Средневековья. Но дух готического искусства, его формальные принципы не отвечали традиции итальянского искусства. Язык и выразительные средства готики, мощное стремление соборов вверх были в глазах итальянцев стремлением в никуда, не имеющим определенной цели. Четко ритмизованные архитектурные формы, в которые была заложена тенденция бесконечного повторения, не отвечали запросам мастеров, привыкших видеть в любом произведении строгие пропорции и законченность композиции. В то же время, готическое искусство представлялось в достаточной степени абстрактным, а именно от абстракции и старались уходить художники-ремесленники итальянских коммун. Романское искусство Центральной Италии уже в конце Дуэченто вполне реализовало стремление к ясной форме, к классическим пропорциям.

 Глубокое обновление выразительных средств и форм шло в Италии на рубеже XIII и XIV вв. в направлении, прямо противоположном тому, которое предлагала готика. Скульпторы и архитекторы стремились вернуться к ясным соотношениям пространства и света, формы и объема, массы и размера. Возврат к классической гармонии форм стал толчком к стремительному и всестороннему развитию нового искусства XIV – XV столетий.

 

Церковная готика

 

Итак, готический стиль, пришедший в Италию с другой стороны Альп, из Франции, не проник до конца в художественную культуру городских коммун, хотя и был усвоен итальянскими архитекторами в XIII – XIV вв. как в церковной, так и в гражданской архитектуре. Дуэченто в Италии – по-прежнему период господства романской архитектуры, на которую накладываются элементы готики – как структурные (стрельчатые арки, новые конструкции сводов), так и декоративные (отделка порталов, церковных окон). Первыми стали строить готические храмы монахи цистерцианского ордена, однако  и в этих храмах чувствуется сильнейшее влияние романского искусства – мощные стены, структурная простота строений. Первая половина Дуэченто – это либо сочетание двух направлений с сознательной игрой на контрасте, либо преимущественно декоративное присутствие готических элементов. Лишь со второй половины XIII в. готика окончательно возобладала над романским искусством. Все больше отдаляясь от тяжеловесных, статичных романских структур, итальянская церковная архитектура этого периода тяготела к использованию изобразительных средств готики в рамках многовековой культурной традиции классического искусства.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017