Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 240 [Илл. – Интерьер церкви Санта Мария над Минервой. Рим (Storia dell'arte, т. 2 стр. 15 рис. 8)]

 

Так, итальянские архитекторы сознательно сдерживали вертикальную устремленность, присущую готике, путем расширения зданий по горизонтали. Массивные поддерживающие элементы и внешняя сторона стен нередко были украшены чередующимися горизонтальными полосами белого и красного камня. Это придавало сооружению дополнительную визуальную массивность (прием, использовавшийся еще в романской архитектуре). Главная нагрузка, как и в романских соборах, ложилась на периметральные стены здания. Упрощались и декоративные элементы готики. Очень редко использовались стрельчатые арки, сводились к минимуму многочисленные фиалы, краббы, пинакли, декоративные водостоки. Скульптура, украшающая стены любого европейского готического собора, в Италии допускалась лишь в качестве украшения порталов. Статичная, четкая (романская по сути своей) форма в итальянской готике доминировала над динамичностью и неопределенностью заальпийской готики. Как внешний вид, так и внутреннее пространство церквей этого периода сохраняли романские изобразительные приемы, основанные на ясных, завершенных соотношениях, четкое единство и органичность, присущие раннехристианским церквям.

 

Рис. 241 [Илл. – Интерьер верхней церкви базилики святого Франциска в Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 10 рис. 1)]

 

Один из самых выдающихся образцов слияния готики и романской архитектуры – Верхняя церковь базилики святого Франциска в его родном городе Ассизи. Сама базилика состоит из двух церквей – Нижней, созданной еще при жизни святого, и Верхней, воздвигнутой чуть позже. Расположенная под землей Нижняя церковь – типичный образчик романской архитектуры – с толстыми стенами, мощными пилястрами, с арками, четко членящими внутреннее пространство. Лишь некоторые элементы – первый пролет, боковые капеллы, стрельчатые своды – несут отпечаток примитивной готики.

 

Рис. 242 [Илл. – Нижняя церковь базилики святого Франциска в Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 11 рис. 3: нижн. лев.) ]

 

Верхняя церковь была начата в 1228 г., через два года после смерти Франциска, и завершена в 1253 г. В отличие от Нижней, с низким потолком и тяжелыми арками, Верхняя церковь гораздо просторнее. Она состоит из одного нефа с трансептом, потолок перекрывают высокие и широкие стрельчатые своды. Нервюры собраны в пилястры, тянущиеся вдоль стен. При этом, если архитектурные и отчасти декоративные элементы Верхней церкви (широкие стрельчатые окна, ребра сводов и многое другое) очень близки к классической французской готике раннего периода, то сама концепция церкви – единое пространство, хорошо освещенный просторный неф – больше тяготеет к раннехристианским и романским церквям. Внешняя отделка – массивные контрфорсы, широкий фасад – также ближе к романскому искусству, хотя портал – типичный для готических церквей.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017