Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

К числу социальных предпосылок возникновения нового искусства следует отнести и саму городскую среду. Художники Треченто ориентировались на вкусы, идеалы, привычки городского населения. Изобразительное искусство, прежде исключительно религиозное, в это время начало приобретать черты дидактизма, столь ценимого зажиточным религиозным жителем коммуны. Живопись и скульптура стали отходить от прежнего, абстрактно-символического начала. Чем проще и доступнее было искусство, тем ценнее оно было с точки зрения назидательности. Выразительные средства становились все более «человеческими», а дух – все более религиозным. Это отчетливо проявилось в творчестве таких художников конца Дуэченто, как Никола Пизано, Арнольф, Джотто.

 

Рис. 238 [Илл. – Интерьер церкви Санта Кроче. Флоренция (Storia dell'arte, т. 2 стр. 14 рис. 7)]

 

Дух правдоподобия и человеческого начала в искусстве Треченто совпадал с религиозными идеалами своего времени. В Италии в этот период получили большое распространение идеи монашеского ордена францисканцев. При всем своем глубоком мистицизме,  францисканцы, давшие обет бедности, ближе других представителей церкви стояли к деревенскому и городскому населению Северной и Центральной Италии. Святой Франциск проповедовал простоту и открытость человеческой души, ее близость к природе – все то, что провозглашало новое искусство. Эта близость к религиозному искусству не была нарушена и впоследствии. Идеалы Возрождения, искавшего красоту в окружающем мире, полностью совпадали с идеалами самого революционного католического ордена конца Высокого Средневековья. В искусство возвращалось понятие «красоты». Однако это еще не была самодостаточная красота. Согласно учению Аристотеля, переосмысленному средневековой схоластикой, главной задачей искусства было моральное и религиозное наставление, и художники Предвозрождения свято следовали этому правилу.

 

Конец Дуэченто

 

Вторая половина XIII столетия в итальянском искусстве – это переходный период от романского искусства к краткому периоду господства готики, а в пластических искусствах (в первую очередь, в живописи) – время формирования фундамента новой художественной культуры. Готическое искусство, господствовавшее во всей Европе с конца XII до XVI вв., в Италии было развито в незначительной степени, в достаточно краткий период кризиса. Этот кризис, рубеж XIV и XV вв., Треченто и Кватроченто, предварял полный отказ от художественных принципов средневекового искусства и становление культуры Возрождения. В общем и целом, итальянская готика была заимствованием из иностранных культур. Однако это заимствование заняло важную роль в истории архитектуры итальянских городов-коммун. Оно стимулировало отход от романской архитектуры, возврат к классической традиции.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017