Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Оборотная сторона «Утопии» Мора, которая в ту эпоху не казалась чем-то отрицательным – в тотальном контроле государства над жизнью членов утопийской общины. Власти решают все – вплоть до того, кому с кем заключать брак, исходя в первую очередь из того, чтобы дети родились крепкими и здоровыми. Женщина, пытающаяся скрыть от мужа свои физические недостатки при помощи длинных одежд, подвергается суровому наказанию. Впрочем, во времена Мора это не могло считаться «тотальным контролем государства» – всего лишь логическим развитием принципа всеобщего равенства.

 

Английское Возрождение

 

Эпоха Возрождения в английской литературе – это вторая половина XVI в. Как и в остальных европейских странах, новые тенденции в литературе коснулись прежде всего самого гибкого из видов литературы – лирики. Расцвет ренессансной поэзии в Англии знаменовало собой творчество Эдмунда Спенсера, выдающегося реформатора поэтической формы и художественного языка.

Выходец из низших слоев общества, Спенсер получил образование в Лондонском университете, затем попал в круг гуманистов, где близко сошелся с Филиппом Сиднеем, первым теоретиком новой национальной поэзии. От Сиднея Спенсер воспринял неоплатонические идеи, легшие в основу его поэтического мировосприятия. Отношение к поэзии как к отражению некоего идеального мира проявилось уже в первом произведении Спенсера – «Пастушьем календаре», опубликованном в 1579 г. С формальной точки зрения, эклоги, входящие в состав книги (12, по числу месяцев в году), – дань античной поэзии. Аллегорическая поэзия Спенсера многое унаследовала от античной традиции, но все его аллегории привязаны к современной поэту реальности. Сельский мир «Календаря» имеет общие черты с английской деревней, но чисто внешние, пейзажные. Сам же мир, в котором обитают «поселяне» – мир, отражающий не реальность, а представления Спенсера об идеальных человеческих взаимоотношениях.

Самое известное произведение Спенсера – поэма «Королева фей», попытка восстановления традиции рыцарского романа в новой культурной среде – придворном обществе королевы Елизаветы. Галантное описание подвигов рыцарей короля Артура, несущих службу у королевы фей, под маской которой скрывалась сама королева, было данью  новой придворной моде на «куртуазность», но не на куртуазность провансальской лирики, а на внешний блеск и изящество.

 

Шекспир

 

Вторая половина XVI в. ознаменовалась подъемом драматического искусства и драматургии в Англии. Сама королева Елизавета благоволила к драматургам. Конец столетия ознаменовался для английской литературы потрясением невиданной силы – творчеством Уильяма Шекспира, самого значительного представителя ренессансной культуры Англии и одного из столпов европейской литературы.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017