Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Конец Средневековья

 

В английской литературе средневековую традицию в XIV в. блестяще переосмыслил поэт и богослов Джеффри Чосер. Его поэма «Кентерберийские рассказы» стала для английской литературы тем же, чем для итальянской литературы стал «Декамерон» Джованни Боккаччо. В истории о группе паломников, направлявшихся в Кентерберийское аббатство, одну из святынь Англии, Чосер изобразил все слои современного ему общества, сделав это с тонкой и доброй иронией. Городская литературная традиция нашла отражение в рассказах паломников, которыми те развлекают друг друга во время поездки. Такая излюбленная тема городской культуры, как сатирические выпады в адрес монашества и священства, также оказалась не забыта Чосером. Некоторые из «рассказов» по откровенности тематики и стиля изложения не уступают самым откровенным новеллам «Декамерона» – книги, которую Чосер превосходно знал.

Описывая персонажей своей поэмы – паломников, Чосер стремился максимально индивидуализировать их облик, снабдить и внешними, и речевыми характеристиками. При этом он не скрывает своего личного отношения ни к одному из персонажей. Рыцарь для него – объект доброй легкой иронии, как и вся куртуазная культура, богатые купцы, даже в паломничество стремящиеся отправиться с комфортом – объект добродушной насмешки, а ростовщик или богатый мажордом – откровенного презрения.

Поэтическая форма «Кентерберийских рассказов» чрезвычайно разнообразна. Чосер блестяще владеет всеми формами средневековой литературы, но при этом не придерживается их строго. Рассказ рыцаря, по форме точно следующий канонам куртуазной литературы, на самом деле представляет собой тонкую пародию на этот жанр, а дидактизм городской литературы получает утонченное поэтическое обрамление.

Рыцарская литература в Англии XV в., несмотря на ироничное отношение к ней Чосера, представляла собой весьма важную часть литературной традиции в целом.   Венцом рыцарской литературы в Англии стал, бесспорно, опубликованный в 1485 г. роман Томаса Мэлори «Смерть Артура», воскресивший одну из главных мифологических линий английской культуры – легенду о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Формально роман представлял собой собрание и пересказ многочисленных преданий и произведений «Артуровского цикла» предыдущих столетий, в первую очередь, французских, где сильны были традиции рыцарского романа. Однако, по сути это – глубоко новаторское произведение, пронизанное современными Мэлори идеями и политико-нравственными концепциями. Артур – не просто повелитель кельтского племени бриттов, объединивший под своей властью Англию. Артур у Мэлори – король всей Европы, но фигура в значительной степени символическая. Артур олицетворяет собой все добродетели и обладает всеми моральными качествами, которые пропагандировались и воспевались рыцарской культурой. Круглый Стол у Мэлори – братство, куда принимали только тех, кто до конца соответствовал рыцарским идеалам.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017