Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Но наряду с этим, Рабле в своей книге ставил те же проблемы, которые волновали всех его современников из гуманистического лагеря. Первая часть книги по праву считается гимном гуманистической системе образования, противопоставленной худшим образчикам схоластики. Принца Гаргантюа сначала воспитывает магистр богословия, отчего Гаргантюа может ответить на любые вопросы учителя, «даже в обратном порядке», но утрачивает сообразительность и чахнет над книгами. Пришедший на смену магистру воспитатель Понократ стремится развивать в Гаргантюа и ум, и тело. С этим  учителем Гаргантюа постигает основы всех ремесел и всех наук, а кроме того, проходит рыцарскую подготовку. Последнее вовсе не дань рыцарской культуре – Рабле писал книгу о воспитании правителя, который, по его разумению, должен был знать и уметь все.

Вторая часть книги в значительной степени посвящена созданию образа идеального государя и справедливого государственного устройства. Но все это Рабле преподносит в форме каскада шуток, снижая серьезность темы нарочитой несерьезностью тона. Сама ирония Рабле, направленная на то или иное явление, дает представление о его политических и моральных воззрениях. Так, кровопролитная война между королями Пикрохолем и Гаргантюа вспыхивает из-за того, что пекари – подданные Пикрохоля что-то не поделили с пастухами Гаргантюа.

Создавая идеал государственного устройства, Рабле умело обошел основную опасность, подстерегавшую его на этом пути – увлечься написанием очередной утопии. Над «Утопией» он посмеялся, выведя в своей книге Телемскую обитель, где люди вели такой образ жизни, который был им приятен, и все делали то, что кто-то из них хотел. Если одному из членов обители хотелось «поваляться на зеленом лужке», то вся обитель шла валяться на зеленом лужке. Строго говоря, Телемская обитель – пародия не только на гуманистические проекты идеального государства, но и на само гуманистическое движение, к середине XVI в. утратившее большую часть своего влияния и понемногу вырождавшегося в общество интеллектуалов, не желавших иметь ничего общего с окружающей реальностью.

 

 

Английская литература

 

История английской литературы эпохи Позднего Средневековья и Возрождения во многом сходна с литературой французской, несмотря на минимальное внешнее сходство. И там, и там средневековая литературная традиция сохраняла свои позиции вплоть до середины XVI столетия, если не позже. В Англии, как и во Франции, гуманистическая культура Италии оказала сильнейшее воздействие на светских интеллектуалов. Однако в Англии гуманистическая традиция породила блестящую школу ученых-естественников. Моральная философия, конек французских мыслителей, в Англии имела не такое принципиальное значение, как натурфилософия. Это отчасти объяснялось тем, что в Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017