Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

И тем не менее, поэма удивительно гармонична. Выдающийся исследователь итальянской литературы, критик Бенедетто Кроче, писал об Ариосто, что тот, «подобно божеству, наблюдает за движением своих творений, с любовью глядя на всех… в большом и малом, в добром и злом … вечная диалектика, ритм и гармония».

В поэме Ариосто звучат все темы, которые волновали его современников, но особенно отчетливо – тема любви, важнейшая для всей культуры итальянского Возрождения. Ариосто первым после Боккаччо выступил в защиту женщин, традиционно считавшихся в средние века более склонными к греху, чем мужчины. Ариосто, несколько раз проводивший в поэме, в частности, линию супружеской измены, продемонстрировал читателям, что мужчины изменяют ничуть не меньше, чем женщины, и далеко не всегда в измене виновата женщина.

Поэма Ариосто насыщена символами современного ему общества, откровенными аллюзиями на окружавшую поэта реальность. Ариосто, будучи наследником гуманистической традиции, последовательно проводил в «Неистовом Роланде» мысль о том, что разум (своеобразное божество гуманистической культуры) способен и должен определять все человеческие поступки. Но гармония, согласно Ариосто, достижима только при условии, что разум и чувства, естественные порывы души, будут разумно сбалансированы, и одно не будет доминировать над другим. В «Роланде» достаточно персонажей, иллюстрирующих как торжество разума над эмоциями, так и наоборот, причем ни то, ни другое не приводит к добру. Исходя из этого, Ариосто и выстраивал образ идеального правителя и идеального общественного устройства, прибегая к средствам не философским, но исключительно художественным.

 

Нидерландская и германская литература

 

Нидерландская литература зарождается фактически в эпоху Реформации, на волне гуманистической культуры, проникшей в Северную Европу уже в конце гуманистического периода развития итальянской культуры. Нидерландский гуманизм был очень тесно связан с поздним итальянским гуманизмом, в том числе с флорентийскими неоплатониками. Самым блистательным представителем нидерландской гуманистической традиции был Эразм Роттердамский, чей жизненный и творческий путь достаточно характерен для гуманизма вообще.

Эразм Роттердамский (настоящее имя Герт Гертсен, 1466 или 1469 – 1536) – выдающийся деятель североевропейского гуманизма,  писатель.

 

Эразм получил классическое образование в одной из монастырских школ в Нидерландах и приобрел там великолепные познания в латыни. Оборотной стороной монастырских штудий стала его нелюбовь к аскетизму и стремление к умерщвлению тела и духа. В годы учебы, Эразм занялся изучением античной поэзии, сам начал писать латинские стихи. Еще в ранние годы он стремился совмещать уединенную работу над книгами с учеными беседами в кругу людей своего уровня образованности. Эти умонастроения неизбежно должны были привести молодого голландца в окружение гуманистов.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017