Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Говоря о «Государе», необходимо отчетливо представлять себе, почему Макиавелли спокойно и даже декларативно отодвигал на задний план моральные нормы, выдвигая вперед политическую необходимость. Дело в том, что он замышлял «Государя» не как «трактат вообще», чем грешили многие писатели-гуманисты, а как конкретные рекомендации для решения конкретных политических проблем разрозненной Италии, терзаемой иностранными державами. В поисках средств для решения этой проблемы Макиавелли в первую очередь стремился не отходить от реальности. Первым из гуманистов Макиавелли пошел против гуманистической традиции и поставил задачу «дойти до истинного положения дел», с чем и справился, дав на редкость беспристрастное суждение о политическом устройстве государства вообще.

С безжалостностью и отстраненностью ученого, Макиавелли исследовал человеческое поведение в истории и убедился, что человек более склонен ко злу, чем к добру. Однако существует условие, при котором политик способен проявить и благородные качества души – «необходимость». И здесь вступают в игру гуманистические концепции. Согласно Макиавелли, именно государство должно ставить политика-государя в такие условия, чтобы он был вынужден поступать благородно. Моральная функция возложена Макиавелли на государство, а не на человека, и в этом принципиальное отличие его политической концепции – в своем роде такой же утопии, как и работы многих его современников.

 

Рис. 227 [Илл. – Портрет Ариосто работы Тициана. XVI в. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 180 рис. 209)]

 

Примерно тогда же, когда Никколо Макиавелли создавал свои «рекомендации» по практическому обустройству государства, его современник Лодовико Ариосто начал работу, о которой мечтал еще Петрарка – создание национального эпоса. За сюжетную основу он взял историю из времен Карла Великого, императора франков – легенду о Роланде, и полностью трансформировал ее. Ариосто более, чем Петрарка, преуспел в создании национального эпоса именно потому, что писал его на итальянском, а не на латыни. Первое издание поэмы «Неистовый Роланд» вышло в свет в 1516 г. и за двадцать лет выдержало два десятка изданий в разных городах Италии.

Лодовико Ариосто (1474 – 1533) – итальянский поэт эпохи Возрождения, один из ведущих литераторов Высокого Возрождения.

 

Поэма Ариосто стала подлинным явлением в литературе Италии – и вовсе не потому, что действительно высказывала национальную идею. «Неистовый Роланд» стал одной из вершин итальянской культуры Высокого Возрождения, уже склонявшегося к упадку и оттого величественного, как никогда прежде. Сюжет поэмы просто не поддается пересказу – бесчисленное множество сюжетных линий, разнообразие персонажей, среди которых как исторические, так и вымышленные личности, волшебники, мудрецы, воины, прекрасные женщины. Буйство образов и фантазий в поэме поистине не знало границ, как не знали границ в своем творчестве современники Ариосто – Микеланджело и Рафаэль, титаны Высокого Возрождения.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017