Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Можно сказать, что своим подъемом математика и механика Возрождения были обязаны искусству. Художники Ренессанса широко пользовались новыми художественными приемами – такими, как перспектива, светометрия, изучали пространство. Недаром первые математики Возрождения были художниками. И наоборот, художники и скульпторы Возрождения были великолепными математиками.

Пальму первенства здесь, безусловно, следует отдать итальянскому ученому Леонардо да Винчи.  Это был универсальный талант, раскрывшийся во всех без исключения областях знания той эпохи. Леонардо принадлежат трактаты по математике и физике, он разрабатывал механические устройства, о которых никто до него просто не помышлял. Леонардо вошел в историю культуры как великолепный живописец, один из лучших художников Высокого Возрождения. Среди изобретений Леонардо – парашют, летательный аппарат наподобие современного самолета, бронированная повозка (аналог современного танка). Баллистика и живопись, механика и химия – этого ученого интересовало буквально все.

 

Рис. 217 [Илл. – Военные изобретения Леонардо да Винчи. (Renaissance, стр. 112-113)]

 

Наследие Леонардо включает в себя множество проектов, которым по той или иной причине не суждено было реализоваться. Однако внимательное изучение показало, что с технической точки зрения расчеты всегда оказывались безупречными. Так произошло, например, с гигантской конной статуей Франческо Сфорца, известной под названием Колосс. Размерами этот памятник, заказанный Леонардо потомком Сфорца, Лодовико Моро, должен был превосходить все существовавшие на тот момент. Помимо художественной стороны, Леонардо предстояло решить нелегкую технологическую задачу: как именно произвести отливку статуи? Необходимо было не только точно рассчитать вес и распределение масс скульптуры коня. Ни одна из имевшихся в распоряжении мастеров-литейщиков того времени технологий не позволяла с должной точностью сделать громадную отливку. В рисунках Леонардо были уже после его смерти найдены схемы изготовления двух форм – внешней и внутренней, в полость между которыми должна была заливаться бронза. Леонардо настаивал на том, что фигура коня семиметровой высоты должна быть отлита целиком, а не собрана по частям – это разрушило бы гармонию. В XIX в. по этим схемам французские инженеры произвели пробную отливку. Оказалось, что все расчеты безукоризненны. Статуя могла быть отлита буквально за день. Практической реализации скульптуры, которая могла бы стать одним из величайших шедевров Возрождения, помешала война. Милан сражался, и вся бронза, которую Лодовико Моро предоставил Леонардо для скульптуры, пошла на изготовление пушек. 


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017