Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Наконец, почувствовав ослабление гуманизма, церковь перешла к решительным действиям. Папа Адриан VI в начале XVI в. повел активные репрессии против гуманистов, а Тридентский церковный собор призвал к сожжению книг еретических сочинителей и «языческих философов». Фактически, на этом гуманистическое движение прекратило свое существование.

Тридентский церковный собор (1547 – 1563) –последний из крупных церковных соборов XVI в., утвердивший католическую догматику в неизменном виде и провозгласивший борьбу с ересями и инакомыслием.

 

 

Высокое Возрождение

 

Высоким Возрождением в истории, а особенно в искусствоведении, принято называть почти столетний период с     70-х гг. XV в. по 70-е гг. XVI в. В это столетие были созданы самые значительные шедевры художественной культуры Возрождения. Идеология Возрождения базировалась на совершенно новом для христианской культуры принципе – выражении общественных и моральных идеалов в первую очередь при помощи художественных средств, изобразительных и пластических искусств, а не через научные труды ученых-гуманистов. В хронологии изобразительного искусства Высокое Возрождение – это период между творчеством Леонардо да Винчи в начале, и Тициана и Паоло Веронезе – в конце.

Тициан (1488 или 1490 – 1576) – итальянский художник, одна из завершающих фигур в живописи Возрождения.

 

Высокое Возрождение – вполне самостоятельное явление в истории средневекового христианского мира. Многие его характеристики заставляют разграничить Раннее и Высокое Возрождение как два почти независимых друг от друга этапа Ренессанса. В первую очередь, это касается социальной среды.

 

Рис. 204 [Илл. – Леонардо да Винчи. «Поклонение волхвов». (Renaissance, стр. 107)]

 

Практически все искусство Высокого Возрождения развивалось при дворах крупных меценатов, богатых правителей-тиранов, при пышном дворе римской курии и при королевских дворах. Гуманистическое движение к этому времени прочно обосновалось в тех же покоях – прекрасно образованные гуманисты находили не только покровительство со стороны правителей, но и нередко занимали важные государственные посты. Хрестоматийным примером стала судьба Энея Сильвио Пикколомини, одного из самых блистательных представителей флорентийского гуманизма, окончившего свои дни на папском престоле.

Раннее флорентийское Возрождение, устами Боккаччо и Петрарки, провозгласило человека как главный идеал нового времени. Ранний гуманизм был насквозь пронизан духом утверждения благородства и богоподобия человека. Во многом этот идеализм шел от стремления противопоставить новую культуру аскетизму Средневековья и замкнутости схоластической ученой традиции. Как и все новое, открытая вновь античность сверкала яркими красками, и гуманизм начала XV в. был наиболее светлым и жизнеутверждающим. Расцвету гуманизма и возрожденческих тенденций в искусстве, литературе и философии немало способствовал и экономический подъем, который переживала Тоскана в начале столетия.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017