Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

 

 

Важную часть философии Фичино занимает теория любви, сформированная под сильнейшим влиянием философии любви Платона, а никак не христианских догматов. Человек, согласно Фичино, есть гармоничное сочетание души и тела. Ни телесное начало (осуждаемое церковью), ни духовное в отдельности не могут достичь гармонии. Идеалом для человека должно служить обретение счастья в земной жизни и высшего интеллектуального блаженства в посмертном существовании. Чувственное начало у Фичино ни в коей мере не подвергается осуждению, напротив – оно является неотъемлемым элементом на пути к достижению гармонии. Единственная оговорка, которую делал Фичино – соблюдение разумной меры в стремлении как к духовному, так и к плотскому.

Подтверждением своей философии Фичино видел расцвет естественных наук, торжество человеческого разума. Книгопечатание, открытия европейских ученых, расцвет искусств виделись ему лучшим доказательством приближения «золотого века» человеческой цивилизации.

На фоне развития идеалистических тенденций в гуманизме, в конце XV – начале XVI в. происходили крайне напряженные политические события. В этот период некоторые гуманисты вновь обратились к общественно-политическим проблемам. Но, в отличие от гуманистов начала и середины XV в., они не были единодушны в подходах к современным им проблемам и в способах решения. Идеалистическая тенденция, заложенная Бруни и Пальмиери, на время уступила место прагматизму. В начале XVI в. флорентийский политический деятель Никколо Макиавелли выпустил трактат под названием «Государь», в котором изложил новую, полностью сформированную политико-философскую доктрину. 

 

Рис. 203 [Илл. – Никколо Макиавелли. (Renaissance, стр. 88)]

 

На долю Бруни и Пальмиери выпали годы последнего взлета и незаметного падения Флорентийской республики. Макиавелли формировался как ученый в годы тирании Лоренцо Медичи. Те же процессы, что во Флоренции, шли в это время и в других городах и странах Европы. Повсюду к власти приходили сильные личности, добивавшиеся успеха благодаря своим личным качествам и всеми способами удерживавшие власть. Пропаганда этики как двигателя политики не привела ни к чему. В современной Макиавелли реальности не этика формировала политику, а политика формировала этику.

В соответствии с этим, Макиавелли начал выстраивать собственную концепцию государства, уделяя первоочередное внимание личности правителя. Фактически, он вывел прежние этические идеалы за рамки политики, сделав последнюю самодостаточным явлением. Правитель может быть плох или хорош не в зависимости от того, насколько он жесток или справедлив по отношению к подданным, но лишь в зависимости от того, насколько прочна его власть и насколько сильно созданное им государство. Править государством можно либо мягко, либо жестко. И в том, и в другом случае правителя подстерегают всевозможные опасности, грозящие распадом государства. Впрочем, основываясь на политических реалиях своего времени, Макиавелли все же отдавал предпочтение силе, поскольку устрашение сильнее воздействует на умы, нежели доброта.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017