Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

Родина гуманистического движения – Италия. В середине XIV столетия выдающиеся деятели итальянской светской культуры – флорентийцы Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка – провозгласили своим творчеством совершенно новый взгляд на человека и окружающий его мир. Великих флорентийских писателей интересовал человек и движения его души. Впервые в христианской культуре человек был изображен не как часть божьего мира, а как самоценное существо. Яснее всего это нашло отражение в творчестве Франческо Петрарки, в сонетах, посвященных возлюбленной поэта – Лауре.

Последователи Петрарки и Боккаччо взяли на вооружение их идеи и художественные находки. К середине XIV в. в Италии усилиями ряда образованных людей сформировалась целая программа новой культуры, базирующейся на совершенно иных принципах, отличных от привычной схоластической.

Петрарка и Боккаччо, выдвинувшие новые методы постижения мира, первыми возвысили поэтическое слово до уровня «царицы наук». Схоласты постигали мир при помощи богословия – первые гуманисты делали это через посредство поэзии. Именно поэтические способы познания мира, использовавшиеся первыми гуманистами, привели впоследствии к затяжному спору – был ли ранний итальянский гуманизм идеологией или чисто филологическим движением.

Начало гуманистического движения – первая половина      XIV в. – пришлось на время, когда католическая церковь понемногу начала сдавать позиции единственной идеологической силы в христианском обществе. Светская система образования подтачивала монополию церкви, и римская курия, монашество и духовенство активно защищали идеологию «единого христианского общества». В образованных кругах главную опасность для этой идеологии представляла именно античная культура. Церковь начала решительно осуждать стремление образованных людей к изучению античных (в первую очередь, греческих) книг. Самой серьезной угрозой для проповедуемого церковью аскетического духа являлась античная поэзия. Церковному осуждению подвергались даже те, кто хранил у себя рукописи с текстами древних поэтов.

В этих условиях ранний гуманизм расцвел именно как противопоставление церковной доктрине. Истинно верующие христиане, первые гуманисты не видели ничего греховного в восхищении идеалами прекрасного, воспетыми античной литературой.

 

Рис. 194 [Илл. – Фрагменты средневековых манускриптов. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 71 рис. 104 и 105) ]


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017