Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

 

Охота на ведьм

 

Положение сельских знахарей в XIV–XVI вв. стало гораздо хуже, чем прежде. Церковь теряла влияние на духовную жизнь христиан, отставала от светских школ и гуманистических академий в образовании, перестала быть единственным прибежищем страждущих. Но у нее оставалась монополия на спасение душ верующих от козней дьявола. В XIV в. по всей Европе развернулась «охота на ведьм», продолжавшаяся в течение более трех столетий.

Европейское общество XIV–XV столетий нельзя было назвать ни сытым, ни стабильным, ни здоровым. Особенно это относилось к общему психическому фону. Многочисленные языческие суеверия, не выветрившиеся за века христианства и вспыхнувшие с новой силой в XI–XII вв., продолжали бытовать в повседневной жизни, но приняли более сложную форму. Легенды о многочисленных духах умерших переплетались с христианской демонологией, весьма разветвленной в средние века. Служители церкви – от богословов до бродячих проповедников – давали точную классификацию всевозможным слугам дьявола, посланным на землю, чтобы искушать христиан. Болезни и голод ослабляли разум неграмотных людей, порождая самые причудливые кошмары, связанные с образом Сатаны.

Борьба за души верующих становилась в глазах церкви тем более важной задачей, что дьявол постоянно являлся людям в том или ином обличье. Религиозная исступленность заставляла людей – особенно женщин – видеть дьявола и в ночных кошмарах, и в полуденную жару. Бороться с порождениями нечистого можно было лишь молитвой. Так одно исступление рождало другое, и круг замыкался.

Происки сатаны обнаруживались буквально во всем, в том числе и в деятельности деревенского знахаря или повивальной бабки. Те при лечении прибегали к проверенным веками методам народной медицины – от травяных настоев до заговоров. Примитивная магическая практика знахарей была непонятна большинству, а все непонятное ассоциировалось с дьяволом. Обвинение в колдовстве могло быть связано с чем угодно. Знахарь, вылечивший ребенка у одного крестьянина, но не справившийся с недугом другого, мог быть признан колдуном, приносящим дьяволу человеческие жертвы. «Ветеринар», разбирающийся в болезнях домашней скотины, в глазах крестьянина и священника почти наверняка соотносился с нечистой силой, поскольку человеку не дано знать, чем болеет бессловесная тварь. Обвинить лекаря в колдовстве мог как благодарный пациент или владелец спасенной коровы, так и его сосед, чьей беде знахарь не сумел помочь.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017