Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

В эпоху Возрождения общий психический фон был, возможно, еще неустойчивее, чем в средние века. Раньше голод, болезни и религиозность почти на уровне помешательства доводили людей до всевозможных видений. Теперь же вошли в обиход и галлюциногенные препараты, дурманные настойки, выпив которые человек начинал видеть себя принимающим участие в шабаше или летающим по воздуху. Главными дурманными зельями были мак и белладонна, входившие в состав почти всех «колдовских» зелий.

От той эпохи сохранились «рецепты» некоторых зелий. Сохранились они либо в архивах инквизиторских судов, допрашивавших женщин, которых обвиняли в ведовстве, либо в изустном предании и сказках о колдуньях. Наряду с уже упоминавшимися отварами мака или белладонны, в колдовское зелье могли входить редкие или вовсе несуществующие травы, лягушачьи лапки или шкурки, мышиный помет – все, что ассоциировалось с нечистотой, и следовательно – с нечистым, с дьяволом.

 

 

 

Учителю и ученику

 

Среди многочисленных суеверий, возникших в конце Средневековья, были и суеверия «церковные». Многие теологи XV–XVI вв. в своих трактатах занимались тем, что выводили этимологию различных «греховных» слов и понятий. Так, женщина (по-латыни, femina), согласно одной из таких этимологий, происходит от слов fides (вера) и minus (меньше). Это открывает глубинный смысл слова «женщина» – «лишенная веры», то есть, прислужница дьявола. Один из синонимов дьявола – maleficium (буквально – «злодеяние») эти теологи производили от фразы male de fide sentire («испытывать боль от истинной веры» – известно было, что дьявол не мог выносить присутствия верующего).