Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

 

По поводу и без повода

 

Интересы церкви и королей не всегда пересекались. Нередко король и служители бога преследовали сходные цели, и обращались за помощью друг к другу. Так в начале XIV в. совпали интересы (и политические, и финансовые) у французского короля Филиппа Красивого и нищенствующего монашеского ордена францисканцев.

Король постоянно нуждался в деньгах. А францисканцы в Париже достаточно активно занимались кредиторскими операциями и неоднократно ссужали Филиппа. В 1306 г. они обратились к нему с предложением, сулившим обоюдную выгоду – изгнать из Парижа всех евреев-ростовщиков, главных конкурентов святых братьев. Филипп издал указ, по которому «жиды» были обязаны покинуть Париж в течение суток. Дозволялось иметь на себе одно платье и двенадцать мелких монет в кармане. Имущество евреев отошло королю, а их кредитные операции перешли под контроль францисканцев.

 

 

 

Интересы низшего слоя священнослужителей в эпоху Возрождения теснее всего сливались с интересами горожан, точнее с наиболее зажиточной частью городской знати. Реформация, расколовшая прежде неделимую католическую церковь, была делом рук именно низшего священства. Те, для кого христианство было в первую очередь религией, а не доходным промыслом, призывали очистить церковь от всего, что было чуждо духу христианства – в первую очередь, от страсти к золоту. После секуляризации церковных земель в ряде европейских стран римская курия вынуждена была искать новые источники доходов. Одним из них стала продажа индульгенций. Христос заповедал отпускать грехи тем, кто раскаялся в них, а не продавать очищение. Индульгенции резко противоречили основам христианской веры, поэтому против них решительно выступала и часть священнослужителей, и миряне.

 

Монашество

 

Для католического монашества Возрождение стало поистине черным периодом. Времена аскетических идеалов Раннего Средневековья давно прошли, монашество перестало быть примером для мирян еще в конце XII в. Уровень монастырской культуры пал настолько низко, что сам папа счел необходимым реформировать все монастыри.

Период упадка монастырей полностью подорвал у мирян почтение к черной рясе. Монастырские общины, создававшиеся в городах (что вообще было бы невозможно в прежние времена), вполне заслуженно считались гнездами порока. Народная литература Высокого Средневековья полна рассказами о любовных похождениях монахов, об их скупости и любви к «золотому тельцу». Один из первых итальянских гуманистов, Джованни Боккаччо, в своем великом сочинении «Декамерон» канонизировал образ развратного монаха, залезающего в спальню к замужней женщине. После «Декамерона» эта сатирическая линия закрепилась в гуманистической литературе на долгое время.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017