Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Рис. 164 [Илл. – Правитель и его двор. Гравюра начала XVI в. Renaissance, стр. 92-93]

 

Однако новые веяния культуры были вовсе не чужды европейской знати. «Просвещенные правители» занимались меценатской деятельностью так же охотно, как и богачи из числа новой знати. Многие деятели гуманистической культуры находили приют при дворах знатных феодалов. Европейские гуманисты всегда причисляли себя к элите общества и старались отдалиться от городской культуры не меньше, чем дворянство. Особенно тесно гуманизм и дворянская культура слились в XV в. В это время философы-гуманисты разрабатывали теории государственного устройства и уделяли особое внимание личности идеального правителя. Во многом черты идеального правителя совпадали с рыцарскими идеалами, и уже хотя бы этим были близки дворянству. Кроме того, те из представителей старой знати, которые сумели узурпировать власть в своих городах, видели в этом правителе себя. Основная масса сочинений на тему об идеальном государе вышла из-под пера итальянских гуманистов, поскольку именно там зародился новый государственный строй – династическая тирания богатого семейства. Флорентийцы Медичи были едва ли единственной незнатной семьей, узурпировавшей власть в своем городе. В других городах Северной и Центральной Италии к власти пришли дворянские семейства – Сфорца в Милане, д'Эсте в Ферраре, тираны в ряде других городов. Политические теории гуманистов XV в. строились на базе уже сложившихся тираний. И своих идеальных государей ученые «списывали» отчасти с тех, кто воплощал в реальность их представления о наилучшем государственном устройстве. Самое известное из произведений этого рода – «Государь» флорентийского писателя и политического деятеля Никколо Макиавелли. Это сочинение интересно тем, что в известной степени сохраняет нейтралитет по отношению ко всем тиранам, правившим тогда в Италии. Макиавелли как бы обобщал опыт всех тех, кто в разные периоды истории силой пришел к власти и силой удерживал ее.

Позднее, в XVI в., покровительство богатых и знатных людей стало основным источником средств к существованию для гуманистов. Утонченная гуманистическая культура, с ее тягой к красоте и идеалам античности, пошла по пути рыцарской культуры XIV – XV вв. и замкнулась в себе. Тогда же в Европе наступило время абсолютных монархий. Дворянство утратило большую часть своего политического влияния, и короли сознательно направляли энергию высшей знати на пышную придворную жизнь. Как веком раньше было модно содержать при дворе ученых, так теперь стало модно содержать поэтов, драматургов, писателей-хронистов. XVI и XVII века – это период упадка гуманистической культуры. Литература постепенно вырождалась в изящную безделушку при дворе знатного человека, поэты сочиняли оды и песни по случаю торжественных событий в жизни покровителя.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017