Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

 

Наиболее продвинутыми в этом отношении в Европе были два региона – Англия и Нидерланды. В Нидерландах политическая обстановка более благоприятствовала относительно свободному развитию городов. Известная независимость городов Фландрии, Брабанта, Голландии и Зеландии привела к бурному росту промышленных производств и гильдий ремесленников. Городская культура, бурно расцветшая в Высокое Средневековье в Италии, продолжила свое развитие в Нидерландах. Именно города были в XVI в. основой национально-освободительного движения этой страны, и в конце концов Нидерланды стали первой буржуазной республикой в Европе.

 

Рис. 140 [Илл. – Антверпен. Цеховые дома XVI в. (Детский Плутарх, стр. 259)]

 

Англия, где королевская власть к XVI в. приобрела относительно устойчивый характер, обязана своим промышленным ростом именно королям. Города были для них давними помощниками в борьбе с баронами – не только с политической, но и с экономической точки зрения. К тому же, островное королевство обязано было заботиться о своей экономической независимости и о высокоразвитой промышленности – на случай войны с кем-либо из богатых ресурсами континентальных соседей. Но все вольности, которые получали города, не касались политической власти цехов. Короли не для того оттесняли от власти баронов, чтобы допустить туда гильдии ремесленников. Так что и в Англии в XIV–XVI вв. цехи не имели реального веса.

 

Строительство

 

О закате городской культуры в эпоху Возрождения можно говорить в основном с точки зрения политической. Средневековые гильдии ремесленников постепенно утрачивали политическое влияние, но сохраняли прочные экономические позиции. Различные ремесла продолжали развиваться – пусть не качественно, но количественно. Города росли, некоторые наиболее богатые горожане в XIV–XV вв. могли поспорить своим богатством со старинной знатью.

Самый резкий переворот в эпоху Возрождения – причем, как количественный, так и качественный – произошел в гражданском строительстве. Богатые и сильные коммуны обновляли свой облик. Правительство могло заказать самым лучшим архитекторам и художникам проекты соборной церкви, ратуши, главной городской площади. Причем власти обращали особое внимание на эстетическую сторону дела. Самый наглядный пример тому – сооружение соборной церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Величественная церковь была практически завершена к середине XIV в., но долгое время оставалась без купола – никто из архитекторов не мог предложить проект, который мог достойно завершить ансамбль собора и органично вписаться  в общий облик города. Лишь в середине XV в. церковь увенчалась великолепным куполом работы Филиппо Брунеллески.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017