Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

472

Оба рассказа сохранились в житиях Григория и Федора (который погиб вместе с Василием), Патерик Киевопечерского монастыря. S. 98-99, 118-120. См. также об этих событиях: Б. А. Романов. Люди и нравы древней Руси (изд. 2). — М.; Л., 1966. S. 132-134.

998 В Польше эквивалентом русского «целования креста» был «поцелуй мира», известный из литургий, но практиковавшийся также при заключении мира в знак его подтверждения и вообще с целью утверждения мирных отношений. См.: Р. Sczaniecki. «Ritus pacis» w liturgii mszalnej na terenie Polski II Studia z dziejöw liturgii w Polsce — Lublin, 1973. S. 249-253, где собраны источники, рассказывающие об этой практике в XI—XIII вв. Особенно интересным является свидетельство познаньской летописи (Roc-znik kapitufy poznahskiej II MPHist s. п. 6, 1962. S. 40 (1256): «convenerunt dicti duces Przemisl et Swanthopelk inter Castrum antiquum et novum et cum paucissimis hominibus sine gladiis et totaliter inermes et visis ad invicem osculabantur mutuo unus alium et insidentibus esquis tractaverunt inter se négocia sua. — Сошлись упомянутые князья Пржемысл и Святополк между старым и новым лагерем с весьма немногочисленными, лишенными мечей и вообще невооруженными дружинами, которые могли видеть друг друга, взаимно расцеловались и, при том что дружина их была на конях, обсуждали между собой свои дела». Затем разошлись: firmata расе. В сравнении с русским церемониалом здесь отсутствует только целование креста. Польский церемониал представляется более ранней формой (не племенного ли происхождения). Русь ввела в церемониал новый элемент — крест.

999 ПСРЛ 2. С. 310 (1142). Владимир, Изяслав, Игорь целуют крест, в случае нарушения клятвы «да сь крест взомьстить».

1000 ПСРЛ 2. С. 325 (1146).

,001 ПСРЛ 2. С. 399 (1150), 596 (1175).

1002 г]срл 2. С. 462 (1152). Сокрушенный частым нарушением клятвы, данной через целование креста, епископ новгородский Илья (№ 21) вообще запретил эту практику.

1003 Letopis Рора Dukljanina (изд. F. Sisic). — Beograd, Zagreb, 1931, Предисловие (С. 264), см. выше сноску 957; король «Ciaslavus» был разбит венграми за его грех перед отцом. Аналогичные случаи: cap. 31. S. 329, cap. 36. S. 341.

1004 Hecht, см. выше сноску 537. S. 4: «Volens autem deus hoc peccatum et hos omnes errores terminare, ac delere de terra, primo constituit hominibus legem; prophetas misit, qui eos averterent ab iniquitatibus suis; fecit signa et miracula de coelo et terra, et innumerabilibus flagellis eos castigavit, fame et pestilentia. Cumque nec sic quidem mundus ammonitus a peccatis suis desisteret, misit deus filium suum...— Бог же, желая прекратить этот грех и эти заблуждения, и стереть их с лица земли, сначала установил людям закон; послал пророков, которые отвратили их от беззаконий их, явил знамения и чудеса на небесах и на земле, и многими бичами укротил их, голодом и мором.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017