Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

471

982 Thietmar VIII, cap. 2. S. 581, 583. О наказаниях за безнравственные поступки и нарушение поста см.: W. Wöjcik. Sciganie lekcewazqcych przykazania і trwqjqcych w karach koscielnych w Polsce do 1565 r. II Nasza Przeszlosc, 25/1966. S. 33-36.

983 Ср.: К. Kadlec. Оprawie karnym и zachodnich Slowian przedX wiekiem //Poczadci kultury siowianskiej. — Krakow, 1912. S. 127.

984 Интересен 30 вопрос Кирика, Goetz. Op. cit. S. 241: «И тако Клим веляше дати причащание холостымъ на великъ день, съхраншимъ чисто великое говенье. Аще иногда сгр'кшали, расмотривше, оже не съ моужьскою женою, или что вельми зло, но и еще дерьзнеть на добро». Если Клим определял митрополита Климента Смолятича, о чем нельзя говорить наверняка, предписание имело общечеловеческий характер». Этот либерализм находит подтверждение в 67 вопросе Кирика, Goetz. Op. cit. S. 276 п.

985 Vauchez. Op. cit. S. 10.

986 Kosmas II. cap. 4. S. 85-87.

987 Zavodszky. Op. cit. S. 160 (§ 11), 162 (§ 25).

988 ПВЛ. C. 161 (996).

989 Vauchez. Op. cit. S. 63.

990 ПВЛ. C. 212-316. Об этом поучении см. Лихачев. Повесть временных лет 2. S. 397. Концепцию божьих кар за грехи вкладывает летопись в уста уже Ярослава Мудрого в связи с народными волнениями на фоне неурожая, и голода, ПВЛ. С. 187 (1024): «Богъ наводить по гр^хомъ на куюжьдо землю гладъмь или моръмь, ли ведръмь, ли иною казнию...» Эта формулировка более архаична, нежели Поучение 1068 года, так как не упоминает о нападениях язычников, и датируется 1037-1067 гг.

991 ПВЛ. С. 212 п. Поучение указывает в качестве цели наказания задачу склонить людей к покаянию: «аще ли покаявъшеся будем...» (С. 213).

992 ПВЛ. С. 280 (1093). В конце XII века Лаврентьевская летопись вновь несколько раз повторяет подобные комментарии с подробным перечнем божьих наказаний: огнем и водой, и войной, и разными иными карами Бог склоняет к покаянию, ибо умножились грехи наши. ПСРЛ 1. С. 392 (11.85), 400(1186), 405 (1187).

993 ПВЛ. С. 285 (1094).

НПЛ. С. 22(1128).

994

995 НПЛ. С. 29(1156).

996 Так, кара была ниспослана на Святополка, убийцу мучеников Бориса и Глеба, ПВЛ. С. 179 (1015), ср. С. 183 (1018); на Олега и Бориса,, которые наслали половцев на Русь, ПВЛ. С. 254 (1078); отмщение за ослепление Василька было также отнесено к Богу, ПВЛ. С. 313 (1097). Периодически и в XII веке мы сталкиваемся с понятием Бога как мстителя за причиненное зло, в особенности за невинно пролитую кровь, ПСРЛ 2. С. 353 (1147) — в связи со смертью Игоря, убитого киевлянами.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017