Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

463

пуляризации культа св. Лаврентия как защитника от поморян сообщал Галл (Gall III, cap. 1. S. 127 п.): «venerabilis enim dies sancti Laurenti martiris existebat et in ilia hera christianorum concio de missarum sollempniis exiebat, et ecce subito barbarorum, exercitus ibi cominus imminebat. Martir Laurentij, populo sucurre merenti. — Ибо был почитаемый день святого мученика Лаврентия, и собрание христиан выходило с торжественных месс, и вот немедленно вблизи показалось войско варваров». Тем временем варвары наступают. Автор вновь восклицает: «Martir Laurenti, populo vim tolle furenti». Победу одерживают поляки, заслугу в этом автор приписывает св. Лаврентию. Однако автор выступает скорее как пропагандист культа, нежели как его свидетель. Ведь не люди, а он призывает святого на помощь, ясно, что ни торжества в честь святых, ни распространенность воззваний к ним не указывают на степень развития культов. О культе св. Лаврентия см.: К. Potkanski. О zalozeniu i uposazeniu klasztoru w Mogilnie II Pisma posm. 2. — S. 182-185. В последнее десятилетие оживились исследования культа святых в средневековье: J. Swastek. Przedtrydencki kidt sw. Jerzego Kapadockiego w diecezji krakowskiej w swietle wezwan kosciolôw II ibidem. S. 39-53; O. Karolewicz. Kult sw. Marcina w Polsce do schylku XVI w. // Studia Theologica Varsaviensia. 3/1/1970. S. 421-444; J. Kloczowski. Kult sw. Michala Archanioia w Polsce sredn. II Zeszyty Nauk KUL, 14/4, 1071. S. 19-27; T. Dunin-Wasowicz. Rzymskie kulty swietych w Polsce wczesnosredniow.: kult sw. Maurycego i legionu tebahskiego II Roczniki Teol. -Kan., 20/4/1973. S. 25-34. О культах Ламберта и Вацлава: Т. Dunin-Wasowicz. Kulty swietych. S. 67-77. См. также: W. Schenk. Kult swietych w Polsce. Zarys historyczny, 13/3, 1966, wyd. 1967. S. 77-102.