Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

462

ruga sous se inserere diunis. — Вторые, которые называют очистительными, относятся к человеку, который восприимчив к божественному, и освобождают дух лишь того, кто решился освободиться от соприкосновения с телом и в некоем бегстве от человеческого устремиться лишь к божественному». Kürbisowna. Wizerunki Piastôw. S. 217.

870 Kadlubek II, cap. 10. S. 377. Кадлубек утверждает вслед за Грацианом: lus vero divinum humano praeiudicat, ср.: Balzer. Studium о Kadiubku 1. S. 504; ср. S. 191, где автор признает этот взгляд выражением личных убеждений Кадлубека.

871 Kadlubek И, cap. 20. S. 297, 299.

872 Vauchez. Op. cit. S. 109.

873 Kadlubek III, cap. 8. S. 335 п.; cap. 9. S. 336.

874 Kadlubek IV, cap. 17. S. 419.

875 Kadlubek IV, cap. 16. S. 417.

876 Balzer. Op. cit. I. S. 398.

877 Balzer. Op. cit. I. S. 400. В то же время Кюрбисовна (Kürbisowna. Motywy makrobianskie w Kronice mistrza Wincentego a szkola Chartres II SZr., 17/1972. S. 71) признает, что Кадлубек определял словом numen «Бога, а точнее, Божественное Провидение».

878 Напр., в рассказе о сопротивлении набегу леманов на государство Ванды захватчики при одном ее виде, как по приказу божества (Kadlubek I, cap. 7. S. 258) отказываются от борьбы. Речь не идет о вмешательстве божества, а только о личном обаянии Ванды, которому можно приписать магическую силу, однако она не имеет ничего общего с мистицизмом. Или же Кадлубек упоминает о золотой пластинке, на которой Кривоустый велел выгравировать имя своего отца, Kadlubek II, cap. 24. S. 311. И вновь не следует здесь усматривать следы мистицизма. Не будем приводить здесь другие примеры неверной трактовки Бальцера.

879 Gall II, cap. 6. S. 73.

880 Gall III, cap. 1. S. 129. См. далее сноску 884.

881 Kadlubek III, cap. 14. S. 340.

882 Kadlubek IV, cap. 12. S. 406.

883 К. Dobrowolski. Dzieje kuliu sw. Floriana w Polsce do polowy XVI w. — Warszawa, 1923 (Rozprawy Histor. Tow. N. — Warsz. T. 2/3). Выражается точка зрения, что «еще во второй половине XII века польская церковь испытывала острую нехватку местных святых», J. Dowiat. Polska panstwem sredniowiecznej Europy. — Warszawa, 1988. S. 390. Представляется, что вообще культ вторичного sacrum был слабо развит.

884 О культе св. Войцеха: Т. Туе. Polska a Pomorze za Krzywoustego II Rhist., 2/1926. S. 27-35; A. Gieysztor. Drzwi gnieznienskie jako wyraz polskiej swiadomosci narodowosciowej w XII теки II Drzwi Gnieznienskie 1. — Wroclaw, 1956. — S. 1-19, особенно S. 6 nn. Ср. также: J. Karwasinska. Drzwi gnieznienskie a rozwôj legendy о swietym Wojciechu II Ibidem. S. 20-41. О no-


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017