Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

437

определения земледельцев — «крестьяне», то есть христиане в отличие от татар-басурманов. Название это появляется в конце XIV в.: Срезневский. Материалы 1, стлб. 1344; В. Сергеевич. Древности русского права. — СПб, 1902 (изд. 2). С. 204, но должно было возникнуть раньше.

749 D. Obolensky. The Heritage of Cyril and Methodius in Russia II Dumbarton Oaks Papers, 19/1965. S. 47-65, см. S. 48 п. Вообще можно было бы сказать, что русская миссия была ответвлением мефодиевской миссии, в то же время она черпала многое непосредственно из литературы, начало которой положил Мефодий. Ошибочными являются попытки трактовать истоки русского государства в аспекте христианизации, H. d е Taube. Rome et la Russie avant Vinvasion des Tatars (IX-e-Xlll-e siècle) 1. Le Prince Askold, l'origine de l'Etat de Kiev et la première conversion des Russes. — Paris, 1947; N. de Baumgarten. Aux origines de la Russie (Orientalia Christiana analecta 119). — Rome, 1949. Отсутствуют какие-либо заслуживающие внимания доказательства принадлежности к христианству Аскольда и Дира или же существования христианской партии при Игоре.

750а ПВЛ. С. 151 (988). Разумеется, этих детей отдавали в учение не ради того, чтобы они умели писать, как считал В. И. Ламанский. С этой точкой зрения полемизирует Будовниц (Op. cit. С. 90) и со своей стороны допускает, что таким образом воспитывались кандидаты в епископы и другие представители высшей церковной иерархии. Эту точку зрения подтверждает пример Илариона, но он не может быть обобщен, поскольку главной задачей государства была подготовка миссионеров и проповедников с целью идеологического воздействия на массы. Этот вывод вытекает из церковной политики Ярослава Мудрого, тем более актуальным был вопрос христианизации при Владимире.

750 Н. Lowmianski. The Slavic Rite in Poland and St. Adalbert II Acta Poloniae Historica, 24, 1971. S. 5-21, Lowmianski. Poczatki Polski 4. S. 506-510. Сообщение о выступлении св. Войцеха против славянского обряда сохранилось в рукописи конца XV в., что тем не менее не решает проблему его подлинности (ввиду архаичности черт текста), напр. древнейший текст Жития Константина Философа IX века сохранился в рукописях середины XV века, см.: F. Pastrnek, Dëjiny slovanskych apostolù Cyrilla a Methoda etc. — Praha, 1902. S. 5 nn.; F. Grivec. Konstantin und Method Lehrer der Slaven. — Wiesbaden, 1960. S. 249; MMFHist, 2. S. 59. Сохранение столь позднего списка текста кажется тем более странным, что это произведение было широко известно и читаемо, как это известно по многочисленным упоминаниям о нем и по сохранившимся цитатам и отрывкам. Скромного сообщения о св. Войцехе никто на Руси не читал, и его пересказ сохранился случайно.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017