Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

640 О посольстве Ольги и миссии Адальберта информирует сам Адальберт, впоследствии Регинон: Reginonis abbatis Prumiensis cum continuatione Treverensi (red. F. Kurze). — Hannoverae, 1890. S. 170 (p. 959, 960) и С. 172

424

(p. 961). В новейшей литературе мы наблюдаем возвращение к отвергнутой точке зрения (см. М. В. Левченко. Очерки по истории русско-византийских отношений. — М., 1956. С. 222 п.), что якобы Ольга крестилась в Киеве перед отъездом в Царьград: Müller. Byzant. Mission. S. 32; a особенно — Г. Острогорский. Византия и киевская княгиня Ольга II То Honor of R. Jakobson 2. — The Hague Paris, 1967. S. 1458-1473. Однако же аргумент е silentio, выдвинутый исследователями на основании умолчания Константина Багрянородного о крещении Ольги во время ее визита в Константинополь, хотя, как считается, он должен был упомянуть об этом событии, не очень убеждает ввиду наличия нескольких независимых свидетельств источников, подтверждающих крещение княгини на Босфоре. Наиболее авторитетным является сообщение епископа Адальберта, впоследствии Регинона, так как через несколько лет после крещения Ольги он находился в Киеве с миссией (962) по приглашению княгини, с которой он должен был встретиться, а потому был очень хорошо информирован. Что же касается ошибочного указания имени действующего императора Романа II (959-963) вместо Константина Багрянородного (ум. 959), то эта второстепенная деталь, выявленная автором, не опровергает свидетельства в главном вопросе. Факт отправления Ольгой посольства к Отгону I, а также причины неудачи миссии Адальберта в Киеве вызывали большой интерес в старой русской историографии, обзор которой сделал недавно Алпатов (М. А. Алпатов. Русская историческая мысль и Западная Европа XII-XVI1 вв.. — М., 1973. С. 64-72). В советской историографии Рамм (Б. Я. Рамм. Папство и Русь в X—XV веках. — М. -Л., 1959. С. 36) объясняет фиаско миссии Адальберта его нетактичным поведением при отсутствии готовности русской среды принять христианство, особенно в его западной форме. В тексте мы уточняем русскую позицию. Ср.: В. Т. Пашугго. Внешняя политика Древней Руси. — М., 1968. С. 119 пп.