Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

423

Moravcsik. Byzantinische Mission. S. 27.

633 Lowmianski. Poczqtki Polski, 5. S. 143-144; ср.: Müller. Byzantinische Mission. S. 29 п. Заслуживает особого внимания сообщение о созыве вечаг Theophanes continuatus (ex rec. I. Bekkeri). — Bonnae, 1838. — V, cap. 97. S. 343: «Когда владыка этого народа созвал собрание своих подчиненных и. председательствовал сам с окружающими его старейшинами... etc.». Об историческом контексте этого крещения Руси см.: А. Н. Сахаров «Дипломатическое признание» Древней Руси (860) II ВИ. 6/1975. С. 33-64у ср.: С. 57 п.

634 Vita Anskarii, cap. 9. S. 30.

635 Vita Anskarii, cap. U.S. 32: «По общему желанию и согласию всех дал им разрешение оставаться там и провещать евангелие христово, дав свободу любому, кто захочет, расспрашивать об их учении».

636 См. исследование этого вопроса: Н. Ljungberg. Die Nordische Religion und das Christentum. Studien über den nordischen Religionswechsel zur Wikingerzeit - Gütersloh, 1940. S. 197 nn., ibidem. S. 191 п., о второй миссии Ан-скара. О миссионерской деятельности св. Анскара также: Н. Jankuhn. Das Missiosfeld Ansgars II Frühmittelalterliche Studien 1. — Berlin, 1967. S. 213-221, где в сноске 1 приводится также более ранняя литература по данной проблеме.

637 Vita Anskarii, cap. 26. S. 55-57. Король заявил миссии: «Потому и я не могу и не дерзаю одобрить то, с чем вы пришли, прежде чем с помощью оракулов вопрошу наших богов и также спрошу о воле народа на этот счет» (S. 57). Эти условия были выполнены, cap. 27. S. 57-59.

638 Vita Anskarii, cap. 27. S. 58. Из выступления на вече в Бирке: «Ибо некогда, придя от нас в Дарстад, почувствовав, что правила этой религии будут для них полезны, добровольно приняли ее».

639 Также в связи с договором 944 года Игоря Повесть временных лет сообщала (ПВЛ. С. 61): «мънози бо беша варязи и козаре хрьстияне» (речь идет, конечно, о хозарских купцах). Это сообщение о варягах-христианах заслуживает доверия, коль скоро существовала церковь св. Ильи в Киеве. Будовниц (Budovnic. Op. cit. S. 82) высказывался против того, чтобы связывать зарождение русского христианства с варягами. Действительно, трудно видеть в них исключительный фактор христианизации Руси в древнейший период. Но в то же время нельзя отрицать, что варяги были одним из факторов христианизации, поскольку они вели торговлю с Византией, как купцы, посещали Царьград и принимали там крещение. В то же время упоминание о крещении Руси в 911 г. императором Леоном является обычной литературной вставкой, поэтому трудно согласиться с выводами Мюллера (Müller. Op. cit. S. 3) в данном вопросе.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017