Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

420

(do schylku XII w.) // Fragmenty dziejôw Slowianszczyzny zach. 3. — Poznan, 1975. S. 176-207; О. M. Рапов. О некоторых причинах крещения Руси II Вестник Московского университета, История, — 4/1976. С. 55-74.

613 G. Mensching. Soziologie der Religion. — Bonn, 1947. S. 24 nn., 86 nn. et passim. Об аналогии понятий христианской общины и славянского культового союза: J. Nowak. Untersuchungen zum Gebrauch der Begriffe populus, gens und natio etc. — Münster/Westf., 1971, passim.

614 Miklosich. Lexicon. S. 301; Brückner. Slownik etymologiczny. S. 252, 645. 6,5 ПВЛ. C. 12, Lowmianski. Poczatki Polski. — T. 4. S. 29 n и сноска 43. 616 ПВЛ. С. 13: «Сице творяху обычая и кривичи и прочий поганий, не

ведуще закона Божия нъ творяще сами собе закон».

6.7 Responsa Nicolai Рарае I ad consulta Bulgarorum, cap. 17 // MMFHist. 4, 1971. S. 58 п.: «Итак, сообщая, каким образом вы сделали, что весь народ ваш был крещен, и каким образом они, после того как были крещены, единодушно и с великой яростью восстали против вас, говоря, что вы передали им не благой закон, и хотя вас убить».

6.8 Krystian, cap. 2. S. 93: «Весь народ богемцев воспылал яростью на вождя, поскольку тот оставил отцовские обычаи и принял новый и неслыханный христианский закон святости».

619 Ebo II, cap. 5. S. 64: «...что он не может вступить в этот новый закон без воли на то знатных и своих предков».

620 Vita Prieflingensis II, cap. 5. S. 34: каменян, «неразумных обвинителей отечества, которые, отказавшись от законов отцов, стремились следовать заблуждению чужого народа».

621 Herbord И, cap. 26. S. 112: «Не откажется от законов отцов; мы довольны той верой, которую имеем... да не будет у нас такой религии».

622 Это деление, известное на Руси (см.: ПВЛ. С. 13, где говорится, как поступали язычники — не ведающие закона Божия, но творящие сами себе закон) было отмечено и в Польше Кадлубеком (Kadhibek II, cap. 10. S. 277): Закон божественный выше закона человеческого. Ср.: О. Balzer. Studium о Kadlubku 1. — Lwôw, 1934. S. 504.

623 Helmold, cap. 84. S. 162: «Да будет Бог, который на небесах, твоим богом, а ты будь нашим богом. Ты чти его, а мы со своей стороны чтим тебя». Брюкнер (Brückner. Mythologische Thesen II ASPhil. 40/ 1926. S. 15) считал, что слова Никлота отвечают духу истинного язычества, возводящего в культ любой избыток силы. С аналогичным примером мы встречаемся в Швеции, где, по сообщению Vita Anskarii auctore Rimberto ((rec. G. Waitz). —Hannoverae, 1884, cap. 26. S. 56), боги возвестили: «Эрика, царя вашего, мы единодушно приняли в свое сообщество, чтобы он был одним из числа богов». На это шведы ответили: «Ибо и храм воздвигли в честь названного выше царя, только что умершего, и стали ему, как богу, приносить обеты и жертвы». Сходство с предложением Никлота отбрасывает последние сомнения в обожествлении Эрика, Пекарчик (S. Piekarczyk. Barbarzyhcy і


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017