Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

611 Helmold, cap. 84. S. 164. Ср. выше о безразличие религии к вопросам морали на Руси.

612 Сходство язычества и христианства с точки зрения верований рассмотрел Рыбаков (Б. А. Рыбаков. Языческое мировоззрение русского средневековья. II ВИ., 1/1974. С. 3 п. Большое исследование христианизации всех славянских стран представляет собой книга: А. P. Vlasto. The Entry of the Slavs into Christendom. An Introduction to the Medieval History of the Slavs. — Cambridge, 1970. Христианизация в политическом аспекте подробно рассмотрена в книге: W. Szafranski. Przyjqcie chrzescijahstwa przez Stowian we wczesnym sredniowieczu II Katolicyzm wczesnosredniowieczny (pod red. J. Kellera). —Warszawa, 1973. S. 207-244. Подробно эта проблема рассмотрена

419

также в коллективной статье: W. Swoboda. W. Kowalenko. J. Szymanski. А. Poppe. G. Labuda. K. Mörawski. Organizacja Kosciola II SSSlow., 3/1967. S. 494-540. В шестидесятые годы много внимания уделялось также проблематике христианизации славян, особенно в IX веке, в связи с годовщиной славянской миссии Константина и Мефодия (863-1963). В последнее время появились также (кроме перечисленных мною в книге: Lowmianski. Poczqtki Polski 4, сноска 1113 и другие) такие исследования, как: F. Bobrowski. Pogahska dusza slowianska a Ewangelia II Ateneum Kaplanskie. — 58/1959. S. 197-232 (крещение рассматривается как религиозное переживание, независимо от реального контекста и без критического анализа источников), К. Bost, Probleme der Missionierung des böhmisch-mährischen Herrschaftsraumes II Cyrillo-Methodiana. Zur Frühgeschichte des Christentums bei den Slaven. — Köln-Graz, 1964. S. 1-38; Z. Sulowski, Chrystianizacja Slowian II Zeszyty Nauk. KUL 7, 1964/3. — S. 25-37; F. Dvornik. Bizantium, Rome, the Franks and the Christianization of the Southern Slaves II Cyr.-Meth. S. 85-125 (и другие статьи в этом издании); G. Ostrogor-sky, The Byzantine Bacground of the Moravian Mission II Dumbarton Oaks Pa-pers. — 19/1965. S. 1-18; G. C. Soulis. The Legacy ofCyril and Methodius to the Sothern Slavs, ibidem. S. 19-43; G. Moravcsik, Byzantinische Mission im Kreise der Türkvölker an der Nordküste des Schwarzen Meeres II Proceeding of the XIII International Congress of Byzantine Sludies (1966). — London, 1967. S. 15—28; L. Müller. Byzantinische Mission nördlich des Schwarzen Meeres vor dem elften Jahrhundert, ibidem. S. 29-38; статьи в издании: Das heidnische und christliche Slaventum. T. 2 — Das christliche Slaventum (Annales Instituti Slavici II. — 2. — Wiesbaden, 1970 (С. Михайлов, L. E. Havlik, B. Meriggi, P. RatkoS, J. Stater и другие); F. Zagiba. Das Geistesleben der Slaven im frühen Mittelalter. — Wien, Köln, Graz, 1971. Появились также новые работы, посвященные христианизации отдельных славянских народов. И. У. Будовниц. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI— XIV вв). — М., 1960. S. 75-102 (автор сделал критический обзор более ранней литературы по данной проблеме); W. Dziewulski. Postepy chrystianizacji i proces likwidacji pogahstwa w Polsce wczesno-feudalnej. — Wroclaw etc, 1964: W. Keinger. Nurt slowianski w poczatkach chrzescijahstwa polskiego II Pölrocznik Teologiczny, 9/1, 1967. S. 33-90; M. Klimenko. Ausbreitung des Christentums in Russland seit Vladimir dem Heiligen bis zum 17. Jh., Versuch einer Übersicht nach russischen Quellen. — Berlin, Hamburg, 1969. Проблемам христианизации Болгарии посвящена значительная часть книги: В. Гюзелев. Княз Борис Първи. Бълга-рия през втората половина на IX век. — София, 1969. G. Cankova-Petkova. Contribution au sujet de la conversion des Bulgares au christianisme II Byzan-tino-Bulgarica 4. — Sofia 1973. S. 21-39. G. Kretschmar. Der Kaiser tauft. Otto der Grosse und die Slavenmission II Bleibendes im Wandel der Kirchengeschichte. — Tübingen, 1973. S. 101-150; G. Labuda. Dzialalnosc misyjna i organizacyjna kosciola niemieckiego na ziemiach Slowian polabskich