Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

596 Kowalczyk. Op. cit. S. 55. Отсутствие общего славянского слова, обозначающего храм, также говорит против их древнего происхождения у славян, Urbanczyk. Religio. S. 61; Urbanczyk. О religii. S. 39 n.

416

W. Filipowiak. Slowiahskie miejsce kultowe w Trzebiatowie pow. Gryfice II MZPom. 3, 1957, wyd. 1958. S. 75-95; W. Filipowiak. Slavische Kultstätten Westpommerns im Lichte archäologische-toponomastischer Untersuchungen II DHCSlav. 1, 1969. S. 75-80. Другой аналогичный объект автор находит в местности Мельно, Кошалинский повят (S. 78), однако связь его с «весенним праздником» (Росалии) на основе названий Остеринсел и Остервальд представляется довольно проблематичной, так как первоначально русалиями назывались празненства, приходящиеся приблизительно на зеленые святки. Потканьский (Potkanski. Op. cit. S. 59) отмечал чаще всего на Пасху «Новое летко». Об археологических следах культа см. общий обзор: M. Dembinska, J. Ga^ssowski. Materialne przejavy kultu II Historia kultury materialnej Polski w zarysie 1. — Warszawa, 1978. S. 320-334, 378-379 (библиография).

598 Особенно: H. Cehak-Holubowiczowa. Kamienne kregi kultowe na Raduni i Slezy II APol., 3/1, 1959. S. 51-97; H. Cehak-Hohibowiczowa. Wykopaliska na Garze Kosciuszki w 1950 г. II Archeologia Slaska, 1/1957. S. 149-157; H. Cehak-Hohibowiczowa. Kamienna konstrukcja kultowa pod szczytem ...Slezy II Swiatowit, 23/1960. S. 479-492; H. Cehak-Hombowiczowa. Badania nad wierzeniami religijnymi na terenie Slaska II Religia pog. Slowian. S. 69-80. Кельтскую концепцию (наиболее обоснованную) представляют, в частности: J. Rosen-Przeworska. Tradycje celtyckie w obrzedowosci Protoslowian. — Wroclaw etc., 1964. S. 174-209; Z. Wozniak. Osadnictwo celtyckie w Polsce. — Wroclaw etc., 1970. S. 65-75. В Силезии мог находиться центр культа лугийских нахарвалов (чему не противоречит отсутствие там следов поселений римской эпохи), Wozniak. Op. cit. S. 74, сноска 105.

599 J. Gassowski. Osrodek kultu pogahskiego na Lysej Garze II Religia pog. Slowian. S. 47-60. Иначе: Rosen-Przeworska. Op. cit. S. 182. О культовых местах в горах в последнее время писали Дембиньская и Гонссовский (Dembinska, Gassowski. Materialne przejawy kultu. S. 323). К сожалению, не все исследователи знают, что версия о трех идолах Лада, Бода и Лели на Лысой горе — это не исторический источник, а литературный вымысел, хотя и сохранившийся в народном предании. Отсюда наверняка происходят и различные литературные версии без заслуживающего внимания основания о сохранении до нового времени языческих обычаев, напр. на Витославской горе, см.: Е. i J. Ga^ssowscy. Lysa Gôra we wczesnym sredniowieczu. — Wroclaw etc. S. 92 (при кн. Галицком). Уже по другому поводу Тыменицкий (К. Tymieniecki. Poczqtki Kielce w zwiazku z pierwotnym osadnictwem Lysogôr II Pamiçtnik Swiçtokrzyski 1, 1930, wyd. 1931. S. 67) высказывал предположение, что в дохристианскую эпоху в Свентомеже (Ст. Тарчек) существовала ярмарка и культ покровительствовавшего этой ярмарке сверхъестественного существа. Это скорее анахронизм племенной эпохи.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017