Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

591 О упырях и вурдалаках см.: Brückner. Op. cit. S. 659. Так, Опатовиц-кий сборник в числе дьявольских деяний упоминает веру в «ведьм и ложных волков» (с. 66). См.: В. Baranowski. Z badah nad dawnq demonologiq ludowq II Zesz. Nauk. Lodz. — Nauki hum. і spol. zesz. 40, 1965. S. 74-86, особенно S. 82: название стриги или стригоня сохранилось вплоть до новейшего времени, в то время как упырь (литературного происхождения) определял скорее «духи всех мертвых, которые пребывают на земле», что более или менее соответствует понятию нави. То же касается и полудницы, которая встречается под тем же названием и в Великороссии, но — по непонятным причинам — не в Белоруссии и не на Украине, она должна была выполнять у славян функцию демона, защищающего поля, хлебные нивы. Ср.: R. Caillois. Les spectres de Midi dans la démonologie slave II RES1., 16, 1936. S. 18-37; 17, 1937. S. 81-92; это отрицает Мошиньский (К. Moszynski. Kultura ladowa 2/1. S. 689-693, см. S. 690), связывавший полудницу с воздушным вихрем, которому придавали образ антропоморфного демона. Впрочем, в сущности обе точки зрения не противоречат друг другу, так как одна касается функции, а другая — происхождения явления.

592 Baranowski. Pozegnanie z diablem. S. 43-45, ср.: С. 48 п. Тот же автор считает «дохристианской демонической сущностью, связанной с болотами и лугами», другого дьявола из фольклора — Рокиту, см.: Moszynski. Kultura ludowa2/l. S. 683.