Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

583 W. Semkowicz. Przysiega па slohce. Studium poröwnawcze prawno-etnologiczne II Ksi^ga pamiaticowa ku czci B. Orzechowicza 2. — Krakow, 1916. S. 304-377; W. Semkowicz. Jeszcze о przysiedze na slohce II Studia historyczne ku czci S. Kutrzeby 1. — Krakow, 1938 . S. 429-444, где дан ответ на критику Брюкнера (Brückner. Mitologia slowiahska. S. 77-83). Ср.: Moszynski. Op. cit, 2/1. S. 446 n, автор считает эту клятву немецким заимствованием, неизвестным народу, что, как представляется, справедливо.

584 О этимологии и происхождении имени славянского божества Сварога существует многочисленная литература, в которой соприкасаются три решения: индоевропейское, иранское и славянское. Рассмотрел это имя и Брюкнер (Brückner. Mitologia slowiahska. S. 52 nn.), придя, со своей стороны, к выводу, что оно имеет славянское происхождение от слова «свар», поскольку Сварогом называли кузнеца-Гефеста, отца солнца, однако, как мы уже показали, Малала почерпнул концепцию Гефеста — отца солнца из Египта, поэтому нет оснований переносить ее на славянскую почву. Новый обзор литературы сделал Фасмер (М. Vasmer // REWört. 2. S. 586), связавший это имя с рус. «свара», то есть ссора, откуда возник образ очень агрессивного бога, напр: Шютц (Schütz. Denkform. S. 92) определял его как «Streiter, Zänker, Rächer, Bestrafer». Исследователи не задумались над тем, зачем бог с подобным характером был нужен славянам, которые ждали от богов благосклонности, не говоря уже о старой проблеме антропоморфиза-ции божества, вытекающей из этого имени. Таким образом, славянское происхождение имени не кажется убедительным. Не лучшей, однако, представляется и иранская концепция, коль скоро имя утвердилось у западных славян и стерлось на востоке, в отличие от имени Перуна, сформированного явно под скифским влиянием. Трудно также согласиться с предположением Мошинского (Moszynski. Op. cit. S. 131), что имя Сварог возникло под иранским влиянием около II в. н. э., то есть под влиянием сарматов, в глубоком влиянии которых на славян можно сомневаться. Подводя итог, можно констатировать, что наиболее правдоподобной представляется связь