Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

491 Helmold, cap. 108. S. 212: «И приказал одеть ему веревку на шею и тащить его через войско на глазах у славян и, разрубив на части, бросить в огонь».

492 Helmold, cap 108. S. 213: «...что Зуантевит, бог земли регионов, имел первенство среди всех божеств славян, славнейший в победах, надежнейших в ответах (на молитвы)». О сакральных сокровищах Святовита см. Lowmianski. Poczatki. — T. 4. S. 135-138.

493 Helmold, cap. 6. S. 16-17 версия 1, cap. 108. S. 212-213 — версия 2.

494 Свидетельства источников по данному вопросу сопоставил Вильманс (R. Wilmans. Die Kaiserurkunden der Provinz im Westfalen 777-1313 etc. 1. — Münster, 1867. S. 9-113), придя к ложному выводу, что эта миссия якобы действовала в IX веке (автор, однако, отвергал вымышленный дар Лотаря 844 г.). Однако совершенно противоположную позицию занял Шильдген (Th. Schildgen. St. Vitus und der slavische Swantovit in ihrer Beziehung zu einander II Programm der Realschule zu Münster, 1881). Последние исследования, касающиеся этой проблемы, особенно фальсификации документа Лотаря: J. Osiçglowski. Poczatki slowiahskiej Rugii do roku 1168 II MZPom. 13, 1967, изд. 1969. S. 254 nn.; Osiçglowski. Wyspa slowiahskich bogôw. — Warszawa, 1971. S. 125-151.

495 Последняя публикация этого документа: Pommersches Urkundenbuch (изд. К. Conrad) 1. — Köln-Wien, 1970, № 4 S. 4; фальсификация произошла только перед крестовым походом 1147 г., ibidem № 37. S. 40, что также до-

401

называет более позднее происхождение этой легенды. Конфирмация Адриана IV 1154 г., ibidem, № 44. S. 49, в общем подтвердила: insulam Ru/ian/am. Корбейские монахи даже поместили в своих анналах под 844 г. сообщение о походе Лотаря на Ругию и о даровании ее земель монастырю.

496 Annales Corbeienses II Scriptores 3. S. 8: «Когда они (славяне) отчаялись в спасении, они объявили себя данниками святого Вита; во славу его полководец сохранил им жизнь. <Далее то же самое (по-видимому из другого источника)> И снова (Czrezpienianie — то есть чреспеняне) предписали городу Корбейам, где покровительствовал и господствовал святой Вит, что каждый должен в год либо лисью шкуру, либо дважды по тридцать Берден-винкенских или подобных монет за обработку их земли загнутым орудием, которое на нашем языке называется плугом». По-видимому такова была величина дани Святовиту.

497 Svoboda. Staroceskâ osobni jména. S. 87-88, 91. И Брюкнер (Brückner. Mitologia slowianska. S. 126), утверждая, что «Святовит» имеет форму личного имени, не привел ни одного конкретного названия источника с подобным звучанием.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017