Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

408 ПВЛ. С. 216.

409 Напр., Eliade. Op. cit. S. 347.

4,0 Mansikka. Op. cit. S. 258. В то же время в канун Зеленых святок (древнее название русалий), как утверждает Стоглав, был день почитания мертвых, жальники (С. 257). О зимних масках см. выше сноску 168.

411 Mansikka. Op. cit. S. 97.

4.2 Mansikka. Op. cit. S. 97.

4.3 ПСРЛ 2. C. 855. Об этом празднике: Niederle. Op. cit. S. 252.

4.4 Niederle. Op. cit. S. 256.

4.5 Если ростовские волхвы во времена неурожая и голода («по дьявольскому наущению») выступают против тех, кто укрывает продукты (ПВЛ. С. 187 (1024 г.), 222 (1071 г.)), то не потому, что виновники несчастья нарушали наказы религии, а из-за вреда, наносимого бедному населению, которое охотно бежало под покровительство колдунов.

4.6 Т. Zielinski. Religio starozytnej Grecji. —Warszawa-Krakôw, 1921. S. 77. 4,7a James. Starozytni bogowie. S. 257.

4,7b Ср. напр.: Bayet. Op. cit. S. 227-231; H. Ch. Puech. Le manichéisme II HDRel. —2/1972. S. 141-143.

417 E. Wienecke. Untersuchugen zur Religion der Westslaven. — Leipzig, 1939. S. 23-29 et passim. Автор, впрочем, справедливо считал, что такие определения, как ydolum, ydolatria могли означать вообще языческий культ, а не обязательно форму идолопоклонства. Ср. рец. G. Labuda. SOcc, 18/1947. S. 459-470. В то же время следует согласиться с позицией Мейера

390

(К. Н. Meyer. Vom Kult der Götter und Geister in slawischer Urzeit II Prace Filologiczne, 15/2/1931. S. 454-464), который, исходя из языкового факта, что славяне не имели общих названий храмов, идолов, и на основании сообщений источников по этому вопросу пришел к выводу, что славяне до эпохи переселения народов (то есть в V веке) не знали ни храмов, ни изображений богов.

4,8 Vita Prieflingensis II, cap. 4 // MPHist. n. s. 7/1, 1966. S. 32-34; Ebo II, cap. // MPHist. n. s. 7/2, 1969. S. 64 п.; Herbord II, cap. 14-17, 19-20 // MPHist. п. s. 7/3, 1974. S. 84-91, 96-98. Пальм (Palm, Wendische Kultstätten. S. 75) не смог найти ответа на вопрос, не объясняется ли отсутствие храмов древним влиянием христианства. Непродолжительный христианский период в Западном Поморье и длительный период ее самостоятельного существования, не скованного христианством, склоняет к отрицательному ответу.

419 Vita Priefl. II, cap. 19-20. S. 50 n; Ebo II, cap. 18. S. 86 n; Herbord II, cap. 38. S. 135-137.

420 Они обходят молчанием западнопоморские земли. См. также карту языческих святилищ на землях миссии, J. Herrmann. Einige Bemerkungen zu Tempelstätten und Kultbildern im Nordwestslavischen Gebiet // APo\, 16, 1971. S. 540.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017