Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

324а ДуС5урГ^ см выше СНОСКу 100.

324Ь Миф о Сови: A. Mierzynski. Zrödla do mitologii litewskiej od Tacyta do kohca XIII wieku. —Warszawa, 1892. S. 127-131; Mannhardt. Lettischpreussische Götterlehre. S. 57-60; Brückner. Starozytna Litwa. S. 65, 78; Weingart. Byzantske kroniky 1. S. 40. Загадочную этимологию имени «Сови» так и не удалось никому убедительно объяснить.

324с Bruckner. Op. cit. S. 79.

324 Однако этот шаблонный оборот вводит только Повесть временных лет, ПВЛ. С. 42 (912 г.) Об оплакивании умерших: Haase. Op. cit. S. 314— 318.

325 ПВЛ. С. 65 (945 г.); НПЛ. С. 112 (945а.).

326 ПВЛ. С. 79 (969 г.); НПЛ. S. 120 (969а.) Более подробные данные о распоряжении Ольги относительно погребального обряда после ее смерти содержатся в Проложном житии св. Ольги (издал А. И. Соболевский. — Чтения в историческом обществе Нестора летописца 2. — Киев, 1888. С.

383

68), в особенности о «бдении» (ни тризны творити, ни дына не д'кяти). Упоминание о бдении, по мнению Шахматова, имеет архаический характер (Шахматов. Разыскания. С. 115), но отражает традицию обряда, а не распоряжение Ольги. См. также: Mansikka. Op. cit. S. 82.

327 Niederle. Op. cit. — 1/1. S. 269-272.

328 ПВЛ. C. 165 (1015 г.); правильный перевод дает Мансикка (Mansikka. Op. cit. S. 88).

329 ПВЛ. С. 271-272: «Т'кмь и челов'кци глаголаху, яко навие биють полочаны». Ср.: Mansikka. Op. cit. S. 92. Слово «навие», («нави» и т. п.) сохранилось у южных славян и на Украине для определения демонов, произошедших от душ умерших некрещеных младенцев и выкидышей, Moszyiîski. Op. cit. 2/1. S. 674-678. Это, безусловно, вторичное значение этого слова, возникшее под влиянием христианства.