Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

333 Mansikka. Op. cit. S. 217. Автор сопоставил и описал богатый материал источников по магии восточных славян; этот материал мы здесь используем.

334 Mansikka. Op. cit. S. 274.

335 Mansikka. Op. cit. S. 190.

336 Mansikka. Op. cit. S. 215.

337 Mansikka. Op. cit. S. 196.

338 Так, Слово Иоанна Златоуста о лечащихся волхвованием и наоузы (по рукописи XVI века), Гальковский 2. С. 123: «а мы аще и мало поболим, то зелеиники и волхвы в домы своя приводимъ».

339 Mansikka. Op. cit. S. 178.

340 Слово некоего Христолюбца, Гальковский 2. С. 41: «чесновитокъ бо-гомъ творять, егда оу кого пиръ будеть тогда же и кладуть въ ведра и въ чаши и тако пыоть веселящеся и о идол*кхъ своих». Мансикка (Mansikka. Op. cit. S. 153) подвергает сомнению это сообщение, поскольку культ чеснока существовал на Востоке, но не на Руси. Сочтем это скорее неточно-

384

стью проповеди, в которой употребление чеснока (как в другом случае лука) как магического средства было принято за проявление культа.

341 Mansikka. Ор. сі

342 Mansikka. Ор. сі

343 Mansikka. Ор. сі

344 Mansikka. Ор. сі

345 Mansikka. Ор. с

346 Mansikka. Ор. с

t. S. 177. t. S. 179. t. S. 274. t. S. 190. t. S.215. t. S. 265.

347 Ф. А. Рязановский. Демонология в древнерусской литературе. — М., 1915. С. 33.

348 ZKMet. С. 77.

349 Niederle. Ор. cit. S. 33.

350 ПВЛ. С. 224 (1071 г., recte 1065).

351 ПВЛ. С. 226.

352 ПВЛ. С. 227. В то же время мы не встречаем эту терминологическую идентификацию в летописном повествовании о мученичестве христианских варягов (983 г.). Посланцы языческого населения заявляют старому варягу: «паде жребии на сынъ твои, изволиша бо и бози соб'к, да сътворимъ требу богомъ», ПВЛ. С. 100; на что варяг отвечает: «не суть бо то бози, нъ древо; дьньсь есть, а утро изгниеть...» Во всем этом повествовании нет упоминания о бесах. Ясно, что текст до X века основан на иной редакции, нежели текст XI века и использовал другую терминологию, ср. Lowmianski. Poczqtki Polski. — Т. 5. S. 117-120; Мошиньский (Moszynski. Ор. cit. S. 708) принимает в качестве первичного значения слова «богъ» — «удел, доля», дающий долю, что свидетельствует о вере в судьбу. Мы не пошли бы так далеко. Более правдоподобным кажется значение: «удача, дающий удачу».

353 Moszynski. Ор. Cit., 2/1. S. 654.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017