Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

3l7a T. Zielinski. Religia Rzeczypospolitej Rzymskiej 1. — Warszawa-Krakôw, 1933. S. 340; T. Zielinski. Hellenizm a judaizm 1. — Warszawa-Krakôw, 1927. S. 190. Ср.: Nilsson. Geschichte der griech. Religion 1. S. 164. Так же считал J. Bazet. Histoire politique et psychologique de la religion romaine (изд. 2). — Paris, 1973. S. 74: «каждый умерший уединяется в свою хижину-урну или свою комнату-могилу, обставленную предметами, либо миниатюрными, либо реальными, необходимыми в жизни... будучи прахом или скелетом, мертвый жил у себя дома...» Отголоском первобытных верований в Исламе является стеснение сверхъестественной силой стенок гробницы грешника и расширение могилы человека праведного, Widengren. Religions-phänomenologie. S. 444.

3l7b Caquot. La religion d'Israël. S. 413.

3l7c de Vries. Altgerm. Religionsgeschichte 1. S. 234-236; cp. T. 2. S. 58. Cp.

B. Я. Петрухин. К характеристике представлений о загробном мире у скандинавов эпохи викингов (IX—XI вв) II Советская этнография. — 1/1975.

C. 44-54.

3,7d Zielinski. Religia Rzeczypospolitej Rzymskiej. S. 340.

382

317 Thietmar I. — cap. 14. S. 23. Одновременно ценно утверждение, что независимо от понимания загробной жизни, славянам была чужда мысль о расплате в будущей жизни за поступки в жизни земной. Но и библейская книга псалмов занимается земными делами и земной наградой, а не эсхатологической проблематикой. О эсхатологических понятиях см.: Widengren. Religionsphänomenologie. S. 440-455.

318 Niederle. Op. cit. S. 39. Точку зрения Нидерле разделял Тыменецкий (К. Tymieniecki. Spoleczehstwo Siowian fechickich. —Lwöw, 1928. S. 39).

319 Urbanczyk. Religio pog. Siowian. S. 49.

j2° Brückner. Mitologia slowiahska. S. 109. О существовании веры в загробную жизнь свидетельствует погребальный ритуал, однако он не разрешает вопросы бессмертия души и распространенности веры в сохранение души после смерти тела. Эти вопросы можно разрешить только на основании письменных источников.

321Tietmar, VIII, cap 3. S. 583.

322 Niedeiie. Op. cit. S. 38.

323 A. Zeki Validi Togan. Ibn Fadian 's Reisebericht II Abhandlungen f. die Kunde d. Morgenlandes 24 (3). — Leipzig, 1939. S. 93, 96; А. П. Ковалевский. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. — Харьков, 1956. С. 144-145. Описания погребальных обрядов славян, оставленные арабами, исчерпывающе рассмотрел Левицкий (Т. Lewicki. Obrzqdy pogrzebowe pogahskich Siowian w opisach podrözniköw i pisarzy arabskich gtöwnie z IX—X w. II Archeologia 5. — 1952-1953. S. 122-154); то же во французской версии: // Folia Orientalia 5. — Krakow, 1964. S. 1-74; Т. Lewicki. Wczesnosredniowieczni pisarze arabscy о obrzedach pogrzebowych pogahskich Siowian II ZOWiek. — 4/1966. S. 221-230. К сожалению, арабские описания, даже если опустить вопрос их достоверности, дают информацию о внешней, обрядовой стороне, а не о верованиях в загробную жизнь.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017