Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

194 Ю. К. Бегунов. Козьма Пресвитер в славянских литературах. — София, 1973. С. 195-221.

195 См. текст Беседы, Бегунов. Там же. С. 298.

196 Бегунов. Там же. — См. 304. Автор имел в виду местных «бесов», коль скоро представлял их богомилам. О бесах, бесовских песнях, бесовских богослужениях упоминал также Климент Охридский (Климент Охридски. Събрани съчинения 1. — София, 1970. С. 86, 137, 545 и далее.

197 Weingart. Ор. cit. S. 39, ср. С. 42, ссылка 1.

198 Оболенский. Там же. С. XVI. Предположение Мансикки (Mansikka. Ор. cit. S. 304), что упоминание о Перуне было русской глоссой, отпадает ввиду болгарского происхождения глосс о Свароге и Даждьбоге.

362

Под влиянием богомильства Даждьбог превратился в сатану, которому подчинялись души грешников, см. V. Jagic. Mythologische Skizzen II // ASPhil. 5.

— 1881. S. 11; Cajkanovic. Op. cjt. S. 94-97; Czajka. Op. cit. S. 39.

200 L. Malten. Hephaistos II REnc. 15, HB. — Stuttgart, 1912. S. 330. Ср.: Nilsson. Geschichte d. griech. Religion 1. S. 495-498.

201 Brückner. Mitologia slowianska. S. 69-70.

202 О греческой мифологии см. исчерпывающую статью о Гефесте: Malten. Op. cit. S. 311-366. Сам Брюкнер (А. Brückner. Starozytna Litwa, Ludy і bogt — Warszawa, 1904. S. 69) писал: «Таким образом, центральная фигура в литовских солярных мифах не солнце, как у арийских народов, а бог-кузнец, который сумел и выковать его, и выпустить». Там же финские аналогии.

203 Ср.: Jessen. Helios II REnc. 15, HB. — 1912. S. 78.

204 S. Urbanczyk. Wierzeniaplemion prapolskich II PPPol. 2. S. 140.

205 Утверждение Ягича (V. Jagic\ Zur slavischen Mythologie II ASPhil. 37.

— 1920. S. 495), что Сварожич не был ни Солнцем, ни огнем, не согласуется ни с глоссой перевода Малалы, ни с русскими проповедями, в которых Сварожичем называют огонь.

206 Впрочем, в новом фольклоре «князем» (месяцем), как выяснил Мо-шиньский (Moszynski. Op. cit. S. 455), называют только растущий, «молодой» месяц, а не убывающий. Но это может быть новой народной интерпретацией этого названия.

207 Упоминание в проповеди Иоанна Златоуста о идолопоклонниках о жертвоприношениях язычников, в том числе и луне, является литературной реминисценцией, см. далее сноску 249: Запрещение «целовать луну», Mansikka. Op. cit. S. 254, по-видимому, имеет иноземное происхождение.


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017