Информация о авторе Библиотека сайта Журнал Ссылки

 
 
Предыдущая Следующая

141 О захоронениях способом кремации (более редких, чем скелетные) в дунайской культуре I первого периода (III тыс. до н. э.) см. V. G. Childe. The Dawn of European Civilization, изд. 4 . — London, 1947. S. 101; о хронологии и географии см.: ibidem. S. 331, 339 (карта). Voigt. Op., cit. S. 195. Джеймс склонен признать случайным этот обряд в Шумере (James. Religionen der Vorzeit. S. 47).

142 К. Jazdzewski // Pradzieje Polski. — Wroclaw etc., 1965. S. 67.

355

См. выше сноску 140.

144 M. Cabalska. Ze studiôw nad religiq poganskich Slowian II Materiaty Archeologiczne. — 14/1973. S. 104, 105. Cp. M. Cabalska. Ze studiôw nad obrzqdkiem cialopalnym w Europie przedhistorycznej II Prace Archeologiczne. — Zesz. 8 (Zeszyty Nauk UJ. 149). — Krakôw, 1967. S. 41.

145 R. Jestin. La religion sumérienne II HDRel. 1. S. 190-197. Слабые монотеистические тенденции в Египте обозначились в XIV веке, когда Аменхотеп IV провозгласил Атона, бога атмосферы и света, единственным творцом неба и земли, тем, кто поддерживает все сущее, James. Starozytni bogowie. S. 298. Из Египта ошибочно также выводят израильский монотеизм, A. Caquot. La religion d'Israël des origines à la captivité de Babylonie II HDRel. I. S. 362.

146 Происхождение монотеизма Израиля, несмотря на богатство письменных источников (слишком поздних по отношению к началу процесса), остается неясным. Как считается, Яхве был первоначально богом атмосферы, а скорее грозы, так: Caquot. Op. cit. S. 389; H. Ringgren. Izrael II Religie w przeszloSci i w dobie wspôlczesnej. — Warszawa, 1975. S. 121, что, как представляется, указывает на прототеистическое происхождение этого культа; юридическое принятие этого культа в качестве групповой религии Израиля могло произойти, в соответствии с высказанной точкой зрения, во времена легендарного Моисея, Caquot. Op. cit. S. 390. Однако истоки этого культа были скрыты пластами прототеизма и политеизма. Фантастической считается концепция (Уинклер, Джеремиас) о якобы введении монотеизма Авраамом из Ура Халдейского, A. Lods. Israël des origines au milieu du Ville siècle. (L'évolution de l'humanité. S. I, vol. 27) — Paris, 1930. S. 296.

147 James. Starozytni bogowie. S. 58, 173.

148 Cabalska. Zagadnienie obrzqdku cialopalnego. S. 27, ср.: S. 35; M. Cabalska. Ze studiôw nad obrzqdkiem cialopalnym. S. 47.

149 Полную картину точек зрения по данному вопросу автор представил в работе: Б. А. Рыбаков. Языческое мировоззрение русского средневековья. VI в. — 1/1974. С. 3-30. Культ неба автор датирует неолитом, с чем в принципе можно согласиться. С культом неба автор также связывал славянский календарь, интер-прегированный по орнаменту на кувшине, найденном в Ромашках в Киевской области; Рыбаков. Календарь IV века из земли полян II С А. — 4/1962. S. 66-89. С индоевропейскими мифологическими понятиями автор связывал символику мотивов орнаментов на памятниках трипольской культуры: Рыбаков. Космогония и мифология земледельческого неолита II СА. — 1/1965. С. 24-47; 2/1965. С. 13-33. Божество неба приобретало, как доказывает автор, различные имена: Род, Сварог, Стрибог, Святовит, Яровит, Дый; Рыбаков. Святовит-Род II Liber J. KostrzewskL.dicatus. — Wroclaw etc., 1968. S. 390-394. Автор выступает против сокращения славянского пантеона и, интерпретируя орнаменты на нарукавных браслетах XII века, находит там изображение бога растительности Симаргла (иранского происхождения), получившего в славянских источниках имя


Предыдущая Следующая
 
 
Дизайн разработан Обществом Святого Креста. Все права сохранены, 2008 - 2017